История Самары: 9 мая. Начались регулярные рейсы почтовых самолетов на внутрирайонных линиях (1940), штурмовики Ил-2 строила вся Безымянка

9 мая 1623 года в Самаре по пути в Персию (нынешний Иран) побывал московский купец Федор Котов, оставивший записки о нашем городе.
9 мая 1940 г. Начались регулярные рейсы почтовых самолетов на внутрирайонных линиях.
Памятник труженикам тыла Символом героического труда волжан в годы войны стал памятник самолету Ил-2 на Московском шоссе Самары. Это один из 36 тысяч штурмовиков, прославивших наш город как кузницу грозного оружия для борьбы с вражеской военной техникой. Каждый такой самолет вписал свою славную страницу в летопись Великой Отечественной войны. Есть своя боевая история и у самолета-памятника.

———-

Этот день в истории края.

Память

В любом городе Самарской области, в любом крупном селе есть памятник землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. 503 тысячи солдат отправила на фронт наша область. 226 тысяч из них не вернулись домой. Их могилы можно найти повсюду, где прошла война – от Москвы до Берлина. Немало их и в Самарской области. Это захоронения солдат, погибших от ран в местных госпиталях.

Около 40 эвакогоспиталей было развернуто на территории губернии в годы войны. Рассчитаны они были на 7200 коек, однако на деле принимали значительно больше раненых. Например, к 1 марта 1942 года в госпиталях области находилось на излечении 9300 человек.

Самые тяжелые из них нередко погибали. Только в лазаретах областного центра умерло от ран около 3 тысяч бойцов Красной Армии. Они похоронены на старом городском кладбище. Над братской могилой установлена стела из черного гранита, а у входа на кладбище высечены имена павших. На этом же кладбище покоятся и Герои Советского Союза — генерал-майор И.Д.Рыбинский, генерал-майор Д.Н.Голосов, подполковник П.Н.Желтухин, сержант И.Г.Зиненко и другие наши земляки, удостоенные высшей награды Родины.

Война несла горе в наши дома долгих четыре года. Первые похоронки стали приходить в конце июня 1941 года. Последние – в мае 1945-го, уже после Победы. Многие наши земляки погибли при штурме Берлина, при освобождении Праги и других городов Европы. На родине сохранили память о каждом из них. Самарская областная организации ветеранов войны и труда много лет издает «Книгу Памяти Самарской области». Она насчитывает уже более 30 томов, но каждый год пополняется все новыми фамилиями волжан.

Говорят, смерть уравнивает всех – и победителей, и побежденных. На территории Самарской области похоронено немало немцев, умерших в лагерях для военнопленных в годы войны. В 1943-1949 годах у нас действовало четыре таких лагеря. Через них прошло около 100 тысяч бывших гитлеровских солдат и офицеров. Особенно тяжкой была участь самых первых – тех, кто попал в плен под Сталинградом. Как свидетельствуют документы, в одном только лагере 234, который находился на Красной Глинке, с октября по декабрь 1944 года от алиментарной дистрофии и крупозной пневмонии умерло 486 человек. Да и после смертность была высокой: в 1945 году скончалось еще 1520 человек. Их родные, скорее всего, до сих пор считают их погибшими под Сталинградом, пропавшими без вести. Переписка с родственниками была разрешена лишь в июле 1945 года.

Хоронили пленных в братских могилах, как правило, без всяких опознавательных знаков. На окраинах Самары находится по крайней мере три кладбища немецких военнопленных. Два из них почти затерялись, поросли лесом. О том, кто здесь лежит, откуда родом, сведений не сохранилось. Люди ушли в небытие так, словно их никогда и не было на Земле. Такого никому не пожелаешь. Даже врагу.

———-

Памятник труженикам тыла

Символом героического труда волжан в годы войны стал памятник самолету Ил-2 на Московском шоссе Самары. Это один из 36 тысяч штурмовиков, прославивших наш город как кузницу грозного оружия для борьбы с вражеской военной техникой. Каждый такой самолет вписал свою славную страницу в летопись Великой Отечественной войны. Есть своя боевая история и у самолета-памятника.

Штурмовики Ил-2 строила вся Безымянка. Надежные, мощные двигатели поставлял эвакуированный из Москвы завод № 24. Вооружение – Тульский завод № 525. Турельные установки – Киевский завод № 454. Трехлопастные воздушные винты и шасси – завод № 35 из подмосковного Ступино. Бронекорпуса – бывший Подольский завод № 207. Комплектующие для самолета присылали заводы Урала, Сибири, Поволжья. Ил-2 был поистине детищем всей страны.

Фронту требовалось много самолетов-штурмовиков. Чтобы увеличить их выпуск, в Куйбышевской области начался сбор средств на их строительство. Жители Большеглушицкого района первыми собрали 138 тысяч рублей в фонд создания авиаэскадрильи «Валериан Куйбышев». Молодые рабочие карбюраторного завода на свои средства строили эскадрилью «Куйбышевский комсомол». Коллектив Большого театра и куйбышевские мастера сцены создавали авиаэскадрилью «Советский артист». Даже дети области внесли 206 437 рублей на строительство штурмовика «Юный пионер». 11 января 1943 года в присутствии многочисленных делегаций трудящихся городов области состоялась торжественная передача эскадрильи «Валериан Куйбышев» военным летчикам.

Не собирались отставать от всех и сами самолетостроители. На общезаводском комсомольском собрании молодежь авиационного завода № 18 призвала рабочих предприятия построить во внеурочное время три самолета Ил-2. Об этом почине писали газеты «Комсомольская правда» и «Правда». Многие молодежные бригады работали в три смены, несколько дней не уходили домой. Вместо трех они построили шесть сверхплановых самолетов Ил-2 и передали их авиационному полку, которым командовал Герой Советского Союза Губрий.

В начале марта 1943 года партия куйбышевских штурмовиков была направлена в Заполярье. Одну из машин получил молодой лейтенант Константин Котляревский. Обкатывать самолет долго не пришлось, уже 8 марта группе штурмовиков дали задание уничтожить вражеский аэродром в районе озера Ориярви. Эскадрилья вышла точно на цель, но аэродром так плотно защищала немецкая зенитная артиллерия, что штурмовикам не удалось выполнить задание. На другой день было решено бомбить аэродром с бреющего полета, ниже заградительного зенитного огня.

Атака удалась, аэродром был полностью уничтожен. Котляревский и его стрелок-радист Евгений Смородин должны были для отчета сфотографировать результаты удара. Эту работу они выполнили, но отстали от своей эскадрильи и на обратном пути были атакованы немецкими истребителями. Самолет был подбит. Экипажу пришлось идти на вынужденную посадку.

Заметив небольшую безлесную поляну, Котляревский, не выпуская шасси, попытался спланировать на нее. Поляна оказалась заснеженным кочковатым болотом. Самолет дважды перевернулся и развалился на части, но Константин каким-то чудом остался жив. Придя в себя, весь залитый кровью, он вылез из-под обломков и стал искать напарника. Смородин был мертв. И тогда, проваливаясь по грудь в рыхлом снегу, Константин пошел к своим. Он добирался три дня, ночевал на морозе в лесу, в клочья изорвал свой комбинензон, но все-таки дошел. Узнал, что его самолет летчики полка долго искали, но так и не нашли. А потом был госпиталь, новый Ил-2, новые бои. День Победы Константин Михайлович встретил под Берлином.

Лишь спустя почти 30 лет местный охотник Виктор Киршин случайно наткнулся на обломки самолета Ил-2, обнаружил в нем останки стрелка-радиста. Его похоронили в поселке Зареченске как неизвестного героя. Но позже местные красные следопыты по заводским номерам проследили судьбу самолета, нашли Котляревского, узнали имя радиста, послали письмо на завод.

Авиастроители Куйбышева решили восстановить штурмовик. В Карелию была отправлена экспедиция, которая организовала подъем и доставку на завод подбитогоИл-2. Его воссоздавали по памяти, так как чертежи на эту машину не сохранились. Но ветераны хорошо помнили конструкцию штурмовика и собрали его в точном соответствии с серийными образцами.

Легендарный самолет сначала хотели установить на заводе. Но власти города убедили авиастроителей, что это достойный общий памятник всем безымянским труженикам тыла. 7 мая 1975 года он был торжественно открыт на Московском шоссе у въезда в город.

С тех пор здесь традиционно проходят торжества в честь Дня Победы. Сюда приходят ветераны оборонных предприятий, чтобы почтить память своих товарищей. А молодожены Самары приносят к памятнику свои первые свадебные цветы.
———-

Другие события этого дня в разные годы истории Самары:

9 мая 1917 г. В здании Самарского Реального училища начал работу съезд учителей губернии.

9 мая 1918 г. «За сеяние смуты и контрреволюционную клевету» комиссариат по делам печати постановил закрыть максималистскую газету «Трудовая республика» и меньшевистскую «За свободу».

9 мая 1919 г. Вновь открыт Самарский городской музей.

9 мая 1920 г. Автоуправлением Заволжского военного округа в села губернии направлены три походные мастерские.

9 мая 1940 г. Начались регулярные рейсы почтовых самолетов на внутрирайонных линиях.

О чем писали самарские газеты
9 мая 1913 г. «Любовь» к гласности
Вчера состоялось частное совещание гласных (как значилось на повестке) по вопросу о расширении Плешановской больницы. Наш сотрудник еще днем спросил заместителя городского головы Ушакова, допущены ли будут на совещание представители печати, и получил утвердительный ответ. Вечером г. Ушаков вновь подтвердил свой ответ, допустив нашего сотрудника в комнату, где собирались гласные. Неожиданно председатель больничного совета гласный Пермяков заявил нашему сотруднику, что совещание частное, гласные собрались просто побеседовать и т.д. Ушаков тоже неожиданно сказал, что будут одни разговоры, никаких постановлений вынесено не будет. Гласные дали понять, что не желают присутствия представителя прессы. Непонятно, почему такое серьезное для обывателей дело, как расширение Плешановской больницы, начинают втайне, тогда как именно в этом деле необходима широкая гласность. Эта гласность была бы прямо выгодна и гласным, которые в настоящее предвыборное время могли хотя бы один раз показать, насколько интересы обывателей ими поняты, насколько эти интересы им близки.
«Волжское слово», №100.

————

О событиях этого дня из других источников:

———

Архивы Самарской области
9 мая в истории губернии и области:

1945 год. На куйбышевском заводе № 454 (ныне ОАО «Старт» (Самарский завод аэродромного оборудования) в 6 ч. утра состоялся митинг, посвященный безоговорочной капитуляции Германии. Присутствовало 600 человек. Рабочие выразили готовность работать на восстановлении народного хозяйства, так же упорно, как работали для победы над германским фашизмом. После митинга был организован бесплатный завтрак с кружкой пива.

1945 год. В соответствии с приказом по Средневолжскому речному пароходству №89/Д от 9 мая 1945 года в ознаменование исторических побед Красной Армии, завершившихся полной капитуляцией вооружённых сил гитлеровской Германии, 9 мая 1945 года в 8 часов по московскому времени все суда, находящиеся на Куйбышевском рейде, в течение 5 минут дали салют торжественными гудками.

1959 год. Учреждено Куйбышевское городское отделение Общества советско-болгарской дружбы.

1987 год. В с.Августовка Большечерниговского района открыт музей трудовой и боевой славы сел Августовского сельсовета. В мае 2000 года преобразован в Большечерниговский муниципальный историко-краеведческий музей.

1990 год. В с.Кошки открыт памятник воинам – землякам, погибшим в Афганистане.

1992 год. Команда тольяттинских альпинистов «Эверест-92» достигла вершины самой высокой горы в мире – горы Эверест (8848 м) в Гималаях.

1995 год. В г.Самаре, на площади им.В.В.Куйбышева, состоялся парад ветеранов и войск Самарского гарнизона, посвящённый 50-летию Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

2009 год. В г.Сызрани состоялась легкоатлетическая эстафета, посвящённая Дню Победы. В ней приняли участие более 400 человек. Первое место занял коллектив Сызранского филиала СамГТУ.

По документам центрального архива области.

———

1949 — Родился Олег Юрьевич Атьков в селе Хворостянка Куйбышевской области, летчик-космонавт, доктор медицинских наук, Герой Советского Союза, лауреат Государственной премии СССР.

1959 — Учреждено Куйбышевское городское отделение Общества советско-болгарской дружбы.

——

Пропавшая рукопись купца Котова

9 мая 1623 года в Самаре по пути в Персию (нынешний Иран) побывал московский купец Федор Котов, оставивший записки о нашем городе.

В конце XVI века Персия была сильно ослаблена длительной войной с Османской империей, и персидский шах неоднократно предлагал русскому правительству заключить союз против турков. Однако Московское государство в это время больше всего заботило сохранность его границ на Кавказе и в Поволжье, и потому на такие предложения далекой Персии русские цари на протяжении десятилетий отвечали отказом, не желая обретать сильного врага в лице османов.

В связи с этим до начала XVII века отношения Московского государства и Персии были практически односторонними. Персидские послы регулярно приезжали в Москву с шахскими грамотами и богатыми подарками, однако русские цари отнюдь не спешили направлять в Персию ответные миссии.

Но в начале 1600-х годов Османская империя начала расширять свои границы в сторону Закавказья, и тем самым она стала серьезно задевать русские интересы в этом регионе. Именно в это время начался оживленный обмен дипломатами и купцами между Персией и Московским государством. Русские правители увидели в лице персов заинтересованного союзника, который также был недоволен усилившейся активностью турков на Кавказе.

В период с 1610 по 1620 годы вниз по Волге и обратно проследовало шесть караванов русских судов только с посланниками и с царскими товарами, не считая судов частных торговцев, которые, решаясь на столь опасный путь, действовали исключительно на свой страх и риск. Наиболее известным из таких путешественников первой четверти XVII века стал московский купец Федор Котов. Он отправился в Персию на собственном судне в конце апреля 1613 года, практически сразу же после окончания ледостава. Столь ранее начало поездки объяснялось тем, что купец собирался вернуться обратно в Москву в том же году, до наступления осенних холодов.

Котов действительно возвратился на родную землю в конце того же года с персидскими товарами, от которых он имел ощутимую выгоду. Кроме того, после своих странствий по Волге на Восток купец оставил объемистую рукопись с описанием всего увиденного в заморских странах. К сожалению, современниками она не была оценена, и потому пролежала без движения в московском архиве более 230 лет. Лишь в 1852 году сочинение Котова впервые было опубликовано в «Трудах Русского географического общества». При этом редакция сделала пометку, что первые четыре страницы рукописи, по-видимому, оказались утерянными для науки, и потому напечатанный в «Трудах…» текст путешественника начинался лишь с описания города Астрахани.

Однако в 1910 году известный историк Н.М. Петровский неожиданно заявил, что после тщательных архивных поисков ему все же удалось обнаружить те самые недостающие четыре страницы рукописи Федора Котова. В том же году найденный текст был опубликован, и именно в нем оказалось описание Самары, одно из самых ранних, когда-либо найденных в русских исторических источниках. Согласно датировке, наш город путешественник увидел утром 9 мая 1613 года. По Н.М. Петровскому, у Котова о нем осталось следующее впечатление: «…город Самара стоит на луговой стороне от Волги, а за ним песок залег. А город стар, рубленой, низок, и острог потому не по городовому месту. А под городом река Самара течет из степи, устье под городом пало в Волгу, по нижнюю сторону города, а над рекою бани. А посады и ряды в городе, а около степь».

Но загадки, связанные с утратой и новым обретением недостающей части записок Федора Котова, на этом, как оказалось, вовсе не закончились. Через несколько лет после опубликования Петровским первых четырех страниц упомянутой рукописи с их содержанием пожелали ознакомиться другие историки. Однако по указанному Петровским адресу эти документы обнаружены не были, а самого ученого спросить о них уже было нельзя, так как он погиб во время Первой мировой войны.

На протяжении последнего столетия недостающих страниц из записок Котова никто из ученых больше не видел, и ныне они считаются вторично утраченными. В 20-е годы прошлого века высказывались даже подозрения, что Петровский просто фальсифицировал текст, умело стилизовав его под рукопись XVII века. Однако никаких доказательств подделки им документа до сих пор не найдено, как, впрочем, не найдено доказательств и обратного. Так или иначе, но эта тайна продолжает будоражить умы исследователей, в том числе и самарских, поскольку с разрешением загадки рукописи Котова напрямую связана и достоверность приведенного выше описания нашего города 1613 года.

———

*
Back to top button