История Самары: 3 июня. Вечные споры властей города и губернии (1885), получена первая промышленная нефть (1936), ВАЗ выпустил 4 млн машин (1978)

3 июня 1885 года между губернским по городским делам присутствием и Самарской городской думой возник конфликт из-за моста через реку Самару, для разрешения которого потребовалось вмешательство Правительствующего Сената.
3 июня 1936 года на буровой № 8 в Сызранском районе была получена первая промышленная нефть Самарской области. О том, что Поволжье обладает запасами нефти, русские ученые догадывались давно. Еще М.В.Ломоносов намеревался приступить к изучению природных ресурсов этого края.
3 июня 1978 г. на Волжском автозаводе был собран 4-миллионный автомобиль «Жигули», которым стала «шестерка» ВАЗ-2106.

——-
Самарская нефть

3 июня 1936 года на буровой № 8 в Сызранском районе была получена первая промышленная нефть Самарской области.

В самом первом номере петровской газеты «Ведомости» за январь 1703 года была помещена вот такая любопытная заметка: «Из Казани пишут. На реке Сок нашли много нефти и медной руды…». Далее корреспондент отмечает, что от находок этих «чают быть немалую прибыль московскому государству».

О том, что Поволжье обладает запасами нефти, русские ученые догадывались давно. Еще М.В.Ломоносов намеревался приступить к изучению природных ресурсов этого края. Но поисковую экспедицию отправили только после его смерти, в 1768 году. Ее возглавил академик Иван Иванович Лепехин. В своих записках он упоминает и самарский Яблоневый Овраг, где впоследствии была найдена первая девонская нефть. Лепехин обнаружил здесь «твердую горную смолу — возгораемое вещество. Пользу сего земного дара описывать лишнее будет дело». Лепехин описал также поверхностные выходы нефти в других районах Поволжья. Он называл их «жидкой материей, которую окольные мордва и чуваши пьют от живота и чувствуют от нее в животных скорбях облегчение».

Нефтепроявления близ Сызрани, у сел Якушкино, Семейкино, Михайловка описал в своих трудах также академик П.С.Паллас, побывавший в этих местах со своей экспедицией. Он тоже упоминает об использовании местным населением нефти как лекарства и смазочного материала. Другого применения «жидкой материи» в те времена просто не знали.

Однако после того как из нефти стали получать «осветительное масло» — керосин — во всем мире начались усиленные поиски сырья. Российский Корпус горных инженеров отрядил в район Средней Волги геолога Г.Д.Романовского. Он назвал наиболее вероятные места залежей нефти. По его следам самарский помещик Н.Я.Малакиенко немедленно пробурил несколько скважин близ села Камышла. Но поскольку их глубина не превышала 100 метров, результаты бурения ничего не дали, и помещик разорился.

Еще одна попытка найти под Самарой нефть была предпринята в 1865 году. Горное ведомство пробурило две скважины: одну на глубину 212 метров у подножия Царева кургана, другую у села Батраки, пройдя здесь 416 метров. Нефть здесь все-таки обнаружили, но в ничтожном количестве.

За ходом геологических поисков на Волге пристально наблюдали иностранцы. В начале прошлого века американский промышленник Шандер получил разрешение на разведку нефти под Самарой. Он пробурил несколько скважин на левом берегу Волги и у реки Сок, но тоже не нашел ничего путного. В 1913-1914 годах безуспешно искали нефть в нашей губернии английское акционерное общество «Казан ойл филус» и известная фирма «Нобель».

Летом 1918 года Ленин дал поручение известному русскому геологу И.М.Губкину начать поиск новых источников топлива. Проведя тщательное обследование нефтеносных проявлений Приуралья и Поволжья, Губкин разработал собственную теорию происхождения нефти и условий формирования ее залежей. Согласно этой теории в 1931 году были заложены поисковые скважины в Яблоневом овраге, у реки Сок и под Сызранью. 5 февраля 1934 года на Яблоновской структуре бригада бурового мастера А.Т.Шубина с глубины 1172 метра получила первые 100 литров волжской нефти. Буровая № 8 в Сызранском районе, строительство которой началось в 1934 году, от соседних вышек ничем особенным не отличалась. Однако именно ей суждено было войти в историю нашего края. Здесь, после десяти с половиной месяцев бурения, 3 июня 1936 года и была получена первая промышленная нефть Самарской области.

В тот день бригада буровиков во главе с мастером А.А. Аванесовым на глубине 683,7 метра вскрыла нефтеносный горизонт в отложениях карбона. Когда был определен суточный дебит скважины, то оказалось, что из нее за двадцать четыре часа можно было получить не десятки килограммов «черного золота», как это до сих пор было на многих других скважинах, а целых полторы тонны. Но и эта цифра через год уже казалась смехотворно малой. Там же, в Сызранском районе, в ноябре 1937 года из скважины № 10 пошла нефть с дебитом 60 тонн в сутки. Для обустройства новых месторождений был создан трест «Сызраньнефть».

В 1938 году, когда успехи волжских нефтяников стали более чем очевидными, было принято решение о строительстве в Сызрани нефтеперерабатывающего завода (в то время – завод № 1001). Для обеспечения стройки рабочей силой (заключенными) был организован отдельный лагерный пункт № 7 (ОЛП-7) управления НКВД по Куйбышевской области. В строй действующих это предприятие вошло 16 октября 1942 года, в самый напряженный период Сталинградской битвы.

В годы Великой Отечественной войны самарская нефть снабжала горючим Красную Армию. Добыча ее выросла с 208 тысяч тонн в 1940 году до миллиона с лишним тонн к концу войны. Таких высот помогла достичь найденная в 1944 году в Яблоневом Овраге первая в стране девонская нефть.

В 1945 году нефтедобывающие управления области вошли в состав объединения «Куйбышевнефть». В лучшие времена оно давало стране более 35 миллионов тонн нефти в год. Но в 1976 году в связи с истощением месторождений начался спад добычи. В 1994 году было извлечено всего 8 миллионов тонн углеводородного сырья. Однако в последние годы благодаря геологоразведке нефтедобывающая отрасль края стала возрождаться. Сегодня нет сомнения в том, что наши потомки еще долго будут пользоваться богатством недр самарской земли.

———

Мост раздора

3 июня 1885 года между губернским по городским делам присутствием и Самарской городской думой возник конфликт из-за моста через реку Самару, для разрешения которого потребовалось вмешательство Правительствующего Сената.

Когда-то этот плашкоутный мост принадлежал городу, но однажды все расходы по его содержанию взяло на себя губернское земство. Летом 1884 года оно устроило гавань на берегу реки для постановки моста на зиму. Городская дума сочла, что земство без ее ведома заняло береговую полосу земли, плохо содержит мост и подъездные пути к нему, что вредит всей хлебной торговле. Уральские казаки уже грозят везти хлеб не в Самару, а в Бузулук или Балаково.

Дума потребовала отменить плату за пользование мостом, освободить место, занятое под гавань. Земство же сочло левую часть берега реки своим. Возник конфликт, который продолжался несколько месяцев. Вовлеченными в него оказались и губернские власти.3 июня дело рассматривает губернское по городским делам присутствие и абсолютным большинством голосов признает содержание моста и перевоза через реку Самара городской повинностью.

Гласные самарской думы нашли, что такое «…решение присутствия неприемлемо» и поручили городскому голове П.В. Алабину обжаловать его в Правительствующем Сенате, что он и сделал.

Столица ответила, что мост до 1869 года находился в ведении городского общественного управления. По ходатайству города Самарское губернское земство приняло на себя расходы по его содержанию. Теперь почтовый тракт упразднен, а мост и все прочие при нем сооружения служат «…главным образом для соединения двух разделенных частей города». И Сенат постановил: «…означенную жалобу Самарского городского головы оставить без последствий» и считать дальнейшее содержание моста обязательной повинностью города.

С тех пор содержание плашкоутного моста через реку Самара на многие годы стало головной болью господ гласных. К слову сказать, и органов советской власти города тоже. Стационарный железобетонный мост, под которым свободно могли проходить и суда, был построен в Куйбышеве только в 1954 году.

———

Другие события этого дня в разные годы истории Самары:

3 июня 1908 г. Губернским присутствием по делам об обществах зарегистрированы уставы Самарского общества пчеловодства, садоводства и огородничества, а также речного яхт-клуба.

3 июня 1921 г. Газета «Коммуна» опубликовала обращение открывающегося в Москве Всероссийского съезда эсперантистов «Мы верим, — писали члены самарского общества эсперантистов, — близок тот час, когда русский пролетариат поймет важную роль эсперанто и, вооружившись им, пойдет навстречу зарубежному пролетариату, давно признавшему язык эсперанто как могучее средство объединения для борьбы против общего врага».

3 июня 1971 г. Открылось регулярное автобусное сообщение между Куйбышевом и Горьким. Протяженность маршрута – 740 км (Куйбышев-Мелекес-Ульяновск-Чебоксары-Горький)

3 июня 1978 года на ВАЗе выпущен 4-миллионный автомобиль (2106)
3 июня 1978 года на Волжском автозаводе был собран 4-миллионный автомобиль «Жигули», которым стала «шестерка» ВАЗ-2106. На конвейере эта легендарная модель продержалась вплоть до 2006 года, став одним из самых массовых и популярных отечественных авто.

О чем писали самарские газеты
3 июня 1900 г. «Артисты оперной труппы Казанско-Саратовского товарищества, гостящей в Самаре, узнав о бедственном положении г. Федосеевского (директор разорившегося передвижного цирка проживал в Самаре с большой семьей), великодушно решили выручить его из беды, для чего дали в его пользу концерт. Великодушная цель концерта, интересная программа привлекли публику. Был исполнен отрывок из оперы «Гамлет», которую едва ли слышали самарцы. Артисты, хор и оркестр дали большой концерт в трех отделениях: кроме указанного выше «Гамлета» прозвучали монологи и арии из опер «Князь Игорь», «Царская невеста», «Дон Карлос» и др.»
«Самарская газета».

3 июня 1919 г. «В Сызрани началось военное обучение членов комсомола. Занятия будут проводиться три раза в неделю».
«Известия Сызранского уездного и городского Советов и партии коммунистов»

———

О событиях этого дня из других источников:

———

Архивы Самарской области
3 июня в истории губернии и области:

1902 год. В Самарской евангелическо-лютеранской церкви богослужение проведено на эстонском языке.

1908 год. Губернским по делам об обществах присутствием зарегистрированы Уставы Самарского общества пчеловодства, садоводства и огородничества и речного яхт-клуба.

1942 год. Кинель-Черкасский райисполком принял решение о подборе и направлении в г.Куйбышев для работы на подшипниковом заводе 50 трудоспособных людей, не связанных семейным положением.

1959 год. В г.Куйбышеве под председательством Г.Д.Чкоидзе создано организационное бюро секций вольной борьбы.

По документам центрального архива области.
*
Back to top button