История Самары: 2 ноября. По берегу Волги проехать на конке (1877), открыли окружной суд (1870), на верблюдах только ночью (1890)

1877 Купец Петр Семенович Субботин высказал властям города желание проложить конно-железный путь от железнодорожной станции Самара до Хлебной пристани на Волге.
1870 На Алексеевской площади Самары (ныне пл. Революции) открыт окружной суд.
1890 Самарская городская дума своим постановлением запретила езду на верблюдах по городу с 7 часов утра до полуночи.

Ссылка дает полную современную узнаваемую картинку)

———

Проект грузовой конки

2 ноября 1877 года самарский 1 гильдии купец Петр Семенович Субботин высказал властям города желание проложить конно-железный путь от железнодорожной станции Самара до Хлебной пристани на Волге. Свое предложение он мотивировал тем, что провозная плата извозчиков стала высокой, обозы идут по улицам, доставляя немало хлопот владельцам домов, выбивают мостовые из жигулевского камня, который мягок.

Петр Семенович полагал возможным проложить рельсовые пути и в другие пункты города, если возникнет в том необходимость. Землю под рельсы для конки он просил у города бесплатно, обещая платить с каждого пуда перевезенного по ней груза по 25 копеек. Разумеется, все расходы по сооружению конки брал на себя.

Грузооборот самарской пристани еще до постройки ветки Оренбургской железной дороги в урожайные годы достигал десяти миллионов пудов. С окончанием строительства моста через Волгу он мог вырасти в несколько раз. И каждый миллион пудов, перевезенных на конке, принес бы городской казне 250 тысяч рублей.

Городская управа нашла предложение купца весьма полезным для города. Однако гласные проявили осторожность и поручили специальной комиссии детально проработать этот вопрос. И комиссия нашла, что рельсовый путь по берегу реки Самары затруднит движение хлебных грузов, ибо отрежет причалы от хлебных амбаров, затруднит швартовку пароходов и барж, погрузку в них хлеба.

Но замысел самарского купца все-таки был реализован. Увы, не им. Уже летом 1879 года Министр путей сообщения утвердил проект железнодорожной ветки по берегу Самары к Волге. Она была проложена, «по государственным соображениям» и действовала до наших дней. В годы Великой Отечественной войны по ней доставлялось топливо для Самарской электростанции и Жигулевского пивзавода. Ветка была демонтирована при строительстве первой очереди волжской набережной.

————

О других событиях этого дня в разные годы истории Самары:

2 ноября 1890г. Самарская городская дума своим постановлением запретила езду на верблюдах по городу с 7 часов утра до полуночи.

Иллюстрации:

2 ноября 1765г. Вышел Указ Сената, предписывающий «склонять» жителей Самары строить каменные дома или деревянные на каменном фундаменте.

2 ноября 1870г. На Алексеевской площади Самары (ныне пл. Революции) открыт окружной суд.

2 ноября 1918г. Губернский отдел народного образования принял решение о национализации книжных магазинов и введении учета книжного имущества. При университете на общественных началах создано самарское общество археологии, истории и этнографии. Первым председателем избран проф. С.Башкиров.

2 ноября 1967г. Профессору Куйбышевского медицинского института, заслуженному деятелю науки РСФСР Тихону Ивановичу Ерошевскому присвоено звание «Почетного гражданина г. Куйбышева».

2 ноября 1972г. Первая очередь Куйбышевской ТЭЦ дала городу первое тепло.

2 ноября 1977г. Звание «Почетный гражданин г. Куйбышева» присвоено машинисту локомотивного депо им. Г.М.Кржижановского М.А.Погодину и заведующему кафедрой истории КПСС Куйбышевского политехнического института профессору Кузьме Яковлевичу Наякшину. Их имена внесены в Книгу почета Куйбышевского горсовета.

2 ноября 1989г. В Богоявленской церкви села Курумоч Волжского района архиепископ Иоанн совершил освящение престола и Божественную литургию. В Богоявленской церкви села Курумоч Волжского района архиепископ Иоанн, в сослужении настоятеля Покровского собора г.Куйбышева протоиерея Иоанна, настоятеля Казанской церкви г. Тольятти протоиерея Николая, настоятеля Никольского храма г. Димитровграда Ульяновской области протоиерея Виктора, священников Владимира Назарова, Владимира Новичкова и Николая Этнюкова, совершил освящение престола и Божественную литургию.

О чем писали самарские газеты

2 ноября 1940г. «Ремесленное училище вместо фабрично-заводского училища»
Бывшая школа ФЗУ Куйбышевского станкостроительного завода в соответствии с постановлением от 2 октября 1940 года реорганизуется в РУ. Директор училища Н.Жемнов сообщил: к 1 декабря призовем 425 учащихся – на 275 человек больше того количества, которое обучалось в школе ФЗУ. РУ будет готовить высококвалифицированных токарей, слесарей, фрезеровщиков, строгальщиков, модельщиков, формовщиков и электросварщиков. Для размещения воспитанников выделено 400 кв. м во вновь построенном здании на Полевой улице. Нижний этаж клуба станкозавода переоборудован под мастерские училища, на верхнем этаже устраивается столовая».
(«Волжская коммуна»)

2 ноября 1941г. «Новые нефтяные районы в крае»
Поисковые партии Средневолжского геологоразведывательного треста Наркомнефти открыли в этом году новые месторождения нефти. В районе Бузулука, вдоль железнодорожной линии Куйбышев-Чкалов (Оренбург) обнаружены залежи, где нефть расположена на глубине не более 800 м; Нефтяные структуры выявлены недалеко от Куйбышева и Чапаевска, в Кинель-Черкассах установлены многочисленные выходы горючих газов. Исключительно богатой промышленной нефтью оказалось Зольненское месторождение; ведется работа на большой территории между Сызранью и Троекуровкой.
(«Волжская коммуна»)

————

О событиях этого дня из других источников:

————

Архивы Самарской области

2 ноября в истории области:

1928 год. Секретариат обкома ВКП(б) организовал комиссию по сбору и изучению материалов о Красной гвардии и по охране исторических памятников на территории области.

1945 год. Куйбышевской областной конторой Главкинопроката получен цветной звуковой кинофильм «Парад Победы» для демонстрации в кинотеатрах области.

*

Добавить комментарий

Back to top button