История Самары: 16 апреля. Появились пассажирские пароходы (1860), получено высочайшее разрешение на сооружение памятника императору Александру II (1887), опубликованы первые рассказы М.Горького (1895)
16 апреля 1860 года по Волге начались регулярные рейсы пассажирских пароходов от Твери до Саратова с остановкой в Самаре. Вплоть до середины XIX века по Волге плавали лишь исключительно под парусом или с помощью тягловой силы животных или людей, то есть бурлаков. Но в конце концов и на великой русской реке наступило время судов на паровой тяге.
16 апреля 1887 г. Император Александр III разрешил установить в Самаре памятник императору Александру II.
16 апреля 1895 года в »Самарской газете» впервые опубликованы главы одного из ранних романтических рассказов М.Горького »Старуха Изергиль». Весь рассказ был напечатан в трех номерах газеты. Его автор тем временем пишет ежедневные «Очерки и наброски», бичуя изъяны самарского городского быта.
Этот день в истории края.
Самара пароходная
16 апреля 1860 года по Волге начались регулярные рейсы пассажирских пароходов от Твери до Саратова с остановкой в Самаре.
Вплоть до середины XIX века по Волге плавали лишь исключительно под парусом или с помощью тягловой силы животных или людей, то есть бурлаков. Но в конце концов и на великой русской реке наступило время судов на паровой тяге. Самый первый буксирный пароход с простым названием «Волга» взял груз в Самаре весной 1843 года, о чем тогда сообщали газеты. Чуть раньше в России вступил в силу закон, разрешающий иметь пароходы частным лицам, что дало мощный толчок к развитию парового судостроения. Через три года на Волге насчитывалось уже 12 пароходов, а к началу 60-х годов XIX века — более двадцати. Но и тогда суда с трубой и черным дымом оставались для самарцев в значительной степени диковиной.
Пассажирские речные перевозки долгое время считались невыгодными, в первую очередь из-за длительности путешествия на пароходах и высокой стоимости проезда. Только после существенного повышения мощности паровых машин на Волге появились достаточно быстрые по тому времени пароходы. К тому моменту, когда наш город стал центром губернии, паровые суда богатых местных купцов уже ходили с товарами как вверх, так и вниз по реке. Для открытия регулярного пассажирского сообщения оставалось лишь выверить время, необходимое для совершения рейса от пункта А в пункт Б, и затем соблюдать его с достаточной точностью. Для жителей Самары это стало реальностью 16 апреля 1960 года, когда от здешней пристани отошло первое паровое судно, выполнявшее регулярный пассажирский рейс.
Об открытии постоянного движения пассажирских пароходов от Твери до Саратова с указанного дня 1860 года сообщалось в номере газеты «Самарские губернские ведомости». Согласно расписанию, от Самары до Казани пароход шел 10 дней, а от Самары до Твери – три недели. Сейчас эти скорости нам кажутся черепашьими, однако полтора века темпы жизни людей были совсем другими, нежели в наше космическое время, и при относительной дешевизне билетов такое путешествие пароходом устраивало очень многих.
В 1861 году в Самаре было создано самое первое в городе пароходное пассажирское общество. Название его оригинальностью не отличалось — владельцы дали ему имя «По Волге». В последующие три года у нас появились пароходные компании «Самолет», «Кавказ и Меркурий», «Камско-Волжское», «Дружина», «Лебедь», и некоторые другие. Теперь уже чуть ли не каждый купец первой гильдии и многие заводчики считали ниже своего достоинства не иметь собственный пароход, а то и несколько.
Каждое пароходное общество имело в Самаре свою пристань. При этом судовладельцы договорились между собой, чтобы каждая компания имела свою, обособленную группу названий пароходов. Сделано это было для того, чтобы по имени судна легко можно было узнать, какому обществу они принадлежат. В частности, пароходная компания «По Волге» имела суда «Царь», «Царица», «Царевич», «Царевна», «Государь» и «Государыня». Общество «Дружина» называло свои пароходы именами святых – «Александр», «Павел», «Михаил», «Владимир», «Олег» и «Игорь». Названия, более близкие к теме путешествий, придумали в пароходной компании «Самолет» — «Путник», «Странник», «Турист», и даже «Телеграф» и «Депеша».
Но, без сомнения, меньше всех размышляли над именами своих судов владельцы самарского пароходного общества «Миссури» — они попросту присвоили каждому из них собственные фамилии. С того времени по Волге ходили пароходы этого общества «Субботин», «Чернов», «Лев Сорокин», «Королев» и «Иван Любимов». Уже потом, чтобы хоть как-то приблизить имена своих судов к американской топонимике, в этой же компании решили назвать три новых парохода «Миссисипи», «Колорадо» и «Ниагара».
Однако уже вскоре наступил кризис пароходного промысла на Волге. В 1875 году на реке работало около 600 пароходов, и пассажирские компании стали сильно страдать от взаимной конкуренции. Многие компании стали работать себе в убыток, едва-едва покрывая расходы на топливо. В результате стоимость пароходных перевозок упала вчетверо, некоторые общества полностью разорились и были вынуждены за бесценок продавать суда и прочее имущество. С 80-х годов XIX века количество пароходов на Волге стало ежегодно сокращаться, пока в конце столетия не достигло оптимальной цифры — около 300 паровых судов.
———-
Этот день в истории края.
Горький о Самаре
16 апреля 1895 года в »Самарской газете» впервые опубликованы главы одного из ранних романтических рассказов М.Горького »Старуха Изергиль». Весь рассказ был напечатан в трех номерах газеты. Его автор тем временем пишет ежедневные «Очерки и наброски», бичуя изъяны самарского городского быта.
Едкие газетные заметки обычно заканчивались забавной подписью: Иегудеил Хламида. «Пожив некоторое время в этом городе, вы узнаете о нем то же самое, что вы уже знаете о других русских городах: городской бюджет в очень плачевном состоянии, в городе не хватает больниц, учебных заведений и многого прочего». Более ста лет написаны про Самару эти строки, а как свежо звучат! Иегудеил Хламида не боялся испортить отношения с городскими властями. «Пылища… По распоряжению городской управы залежи пыли помещены на Дворянской улице. Это вполне естественно: все города сосредоточили то, чем могут похвалиться, на главных улицах… О, городская управа! В интересах всего человечества… улицы надо поливать!»
За время работы в «Самарской газете» Горький опубликовал в ней около 300 фельетонов. Он боролся с грязью на улицах, с дикостью, пьянством, человеческим хамством. Герои фельетонов — самарские чиновники часто узнавали себя, и как огня боялись газетной критики. В своем письме писателю В.Г.Короленко, по рекомендации которого Горький был принят в «Самарскую газету», он пишет. «Но — газета! Я ею доволен, она не дает спокойных дней здешней публике. Она колет, как еж. Хорошо!»
Горький прожил в Самаре всего 15 месяцев. Но он оставил в городе заметный след. Не даром его имя носит одна из красивейших улиц Самары, академический театр драмы, Центральный парк культуры, литературно-мемориальный музей и многие другие предприятия и организации области.
———-
Другие события этого дня в разные годы истории Самары:
16 апреля 1887 г. Император Александр III разрешил установить в Самаре памятник императору Александру II.
16 апреля 1895 г. В «Самарской газете» впервые опубликованы главы одного из ранних романтических рассказов М.Горького «Старуха Изергиль». Весь рассказ был напечатан в трех номерах газеты. Его автор тем временем пишет ежедневные «Очерки и наброски», бичуя изъяны самарского городского быта, и живет в квартире на ул. Москательной (Л.Толстого) окнами во двор.
16 апреля 1913 г. В Струковском саду открылась десятая очередная выставка птицеводства Самарского отдела императорского Российского общества сельскохозяйственного птицеводства. К участию в ней допущены только местные птицеводы. Всей птицы на выставке представлено 190 голов: кур более 20 видов, а также множество индеек, уток, глубей и пр. В день открытия выставки погода стояла прекрасная, посетителей было более 400 человек.
16 апреля 1941 г. Торговая улица в городе Куйбышеве и Торговый спуск переименованы в улицу имени В.В.Маяковского и спуск Маяковского.
——-
16 апреля 1930 г. родилась Анетта Яковлевна Басс, директор Самарского художественного музея, почетный гражданин Самары.
16 апреля 2015 г. в Музее Модерна состоялось открытие выставки «Модерн: Эпоха. Самара. Люди», посвященной 85-летию со дня рождения А. Я. Басс (с привлечением семейных коллекций).
Аннэта Яковлевна Басс (16.04.1930-19.01.2006) – директор Самарского художественного музея (с 1958 по 2005 гг.), заслуженный работник культуры Российской Федерации, Почетный гражданин города Самары и Самарской области – лишь малая толика всех достижений и наград этой талантливой и трудолюбивой женщины.
Посетители выставки получили возможность увидеть редкие вещи из коллекции семьи Басс (Хейфец) и фонда Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина, наглядно демонстрирующие жизнь купеческой семьи в Самаре эпохи модерна, а также судьбу некоторых ее членов в трудные годы Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций и в период становления советской власти.
———
Дополнительно об истории этого дня. Сведения из других источников:
———
Архивы Самарской области
16 апреля в истории губернии и области.
1887 год. Император Александр III разрешил установить в г.Самаре памятник императору Александру II по проекту архитектора академика В.О.Шервуда.
1971 год. Постановлением Совета Министров РСФСР вагонному депо ст.Куйбышев Куйбышевской железной дороги присвоено имя братьев В.Д. и А.Д.Кузнецовых.
1981, 15 — 16 апреля. Учреждено Поволжское отделение Советской Социологической Ассоциации АН СССР. Избрано Бюро отделения.