Памятник инженеру Суткевичу, строителю Самарского трамвая

Память о создателе и вдохновителе самарского трамвая, инженере Павле Суткевиче, увековечена в мемориальной плите, расположенной на территории Городского трамвайного депо, неподалёку от музейных вагонов №12 и №112. А начиналась история трамвая в Самаре так. В мае 1909 года Самарская городская Дума приняла решение о создании в городе электрического трамвая. Но первый реальный шаг на пути к запуску нового вида транспорта был сделан только через год: 15 июля 1910 года было принято решение о выделении десяти тысяч рублей в качестве премиальных за лучшие проекты устройства трамвая.

К началу 1911 года в специально созданную экспертную комиссию, занимавшуюся рассмотрением конкурсных работ, поступило всего пять проектов. И уже в 1913 году при городской управе создается трамвайная комиссия, которая должна была заниматься строительством и вводом электрического трамвая в эксплуатацию. Согласно букве действующих законодательных актов возглавлять эту комиссию должен был один из членов городской управы. Но подобная ответственная должность требовала от возглавляющего лица специфических знаний. В таких случая управа могла привлекать к работе и назначать на должность иное лицо; права голоса в управских заседаниях этот человек не имел. Так как в сложившейся ситуации требовался специалист, обладавший высокой квалификацией в инженерном деле, то на должность главы трамвайной комиссии был приглашен Павел Антонович Суткевич, мастер из столицы. Он заключил с городом контракт до октября 1914 года, а его заместителем был назначен А.Е. Нестеров. Официальным председателем был назначен С.Н. Постников, но действительное руководство комиссии было сосредоточено в руках Суткевича, и трамвайная комиссия заработала изо всех сил. Разработанный Суткевичем проект предполагал работы по монтажу электрического освещения на улицах города, прокладку электрических линий проводов на заводы и фабрики, увеличение электростанции Самары. Поэтому первоначального займа, размещенного в 1913 году среди самарчан для постройки трамвая, стало недостаточно. Стоимость постройки и запуска выросла с 1,9 миллиона рублей до более чем 3,6 миллиона. Строительство линий и трамвайного парка (ныне это Городской трамвайное депо) началось весной 1914 года. По городу потянулись электрические провода, с электростанцией заключались договора, печатались билеты (без малого 3 миллиона штук). Для успешного запуска не хватало «самой малости» — вагонов. Заказ на поставку вагонов был размещен в Коломенском машиностроительном заводе, который опоздал с поставкой на два года. И трамвайные вагоны прибыли в Самару только в 1915 году (вместо ожидаемого 1913). Городской управе не оставалось ничего иного, как продлить договор с Суткевчем и на 1915 год. Первый трамвайный маршрут пролегал от трамвайного парка до нынешней площади Революции. Первый трамвай в свой первый рейс отправился под управлением самого Павла Антоновича. Скорость первый самарский трамвай развивал до 22 километров в час. Выручка за первый же день составила 297 рублей и 60 копеек (проезд стоил 3 копейки). Через 17 дней трамвай принес казне 8385 рублей и три копейки. Ранее планировалось получать от восьмидесяти до девяноста тысяч прибыли в год, но с существующими показателями доход составил бы целых 150 тысяч! Часть средств, полученных от оплаты проезда, трамвайная комиссия направляла на обновление подвижного состава и открытие новых маршрутов. Когда 1915 год заканчивался, уже три десятка вагонов развозили самарцев по пяти разным маршрутам.

*
Back to top button