Станция метро «Победа»

Эта станция получила такое броское название за свое расположение. Находится она под улицей Победы на пересечении с улицей 22-го Партсъезда. На станции отсутствуют эскалаторы, а их функцию выполняют оборудованные лестницы. Во многом благодаря тому, что станция входила в первую очередь по строительству в Самарском метрополитене, она содержит два работающих вестибюля. Сама станция была открыта в уже далеком 1987 году, при целостном Советском Союзе.

Станция была воздвигнута за короткие сроки. Всего понадобилось четыре года, чтоб отправить с перрона «Победы» первого посетителя на поездном составе. В год начала строительства станции (1983) началась прокладка пути от станции «Безымянка» к «Победе».

Во многом, такая высокая скорость строительства «Победы» была связана с внедрением анкерного крепления котлована. Это не только ускорило монтаж конструкций вестибюля, но и позволило быстрее бетонировать платформенную часть станции.

Первоначально на создание архитектуры на этой станции были выделены очень скромные деньги – всего 75 000 рублей. Что примечательно, на облицовочно-отделочные работы выделялась ровно такая сумма денег. Такого количества финансов достаточно было только для строительства гранитного пола и самой дешевой побелки для стен. Конечно, такое положение дел не устроило директора одного из куйбышевских заводов, который был, построен для помощи в строительстве Самарского (на тот момент еще Куйбышевского) метро. Имя этого директора было Б. Карякин.

Именно Карякин и стал инициатором того, чтоб заводы, находящиеся в Куйбышеве, оказали свою поддержку в оформлении станции. Поддержка была, как финансовая, так и в виде производства отдельных элементов, которые использовались в украшении станции.

Так, например, светильники освещающие «Победу» были сделаны на авиационном заводе, ордена, украшающие надпутевые стены – дело рук моторного завода. Другие, мелкие элементы, такие как кабеля, кабины и т.д. – тоже «подарки» от ряда заводов Куйбышева и близлежащих городов.

Особого внимания заслуживает участие в оформлении станции завод им. Масленникова. Администрация этого завода предоставила «Победе» хрустальные пластины для люстр и матрицы, использующиеся для штамповки этих пластин.

Самарский архитектор А.Н. Герасимов был ответственным за создание проекта «Победы». Этому автору удалось придумать шикарное решение для оформления станции, но, по причине малого финансирования архитектуры и облицовки станции, он долго тянул с представлением своего проекта высшей администрации. Таким образом, автор хотел выиграть время для увеличения финансирования. Дело в том, что он был уверен, что проект, придуманный им, был идеальным.

Но, идея о новом проекте пришла к автору уже после того, как один из его первых проектов был утвержден администрацией. Получилась такая ситуация, что его работа, как художника, была окончена, но душа автора не позволяла ему оставить для реализации первый его проект. Дело в том, что в «рабочей» модели станции было слишком много звезд. Со слов Герасимова этот атрибут и так сильно часто использовался. Новая идея автора заключалась в том, чтоб на стенах станции отобразить красивый салют, который демонстрировал бы все веселье и ликование от победы.

Кроме нанесения крупной экспозиции салюта на стены, автор предлагал сделать раскраску пола и свода «Победы» в тон салюту. Реализация его идеи должна была привести к тому, что человек, оказавшийся на этой станции, погружался в атмосферу всеобщего веселья и забывал о том, что он под землей.

А.Н. Герасимов всей душой загорелся идеей реализации своего плана. Как говорилось выше, сам проект автор представил довольно быстро, но он максимально тянул время для его демонстрации начальству. Художник был готов идти на сильные конфликты с властями, так как знал, что его детище – это то, что «Победу» сделает прекрасной. Через долгих шесть месяцев доработки деталей, проект Герасимова увидели главный архитектор Самары Моргун и председатель городского исполкома Аистов. Эти два влиятельных человека, в один голос, сообщили, что проект великолепен и ему быть!

Следующий камень преткновения для реализации своей идеи Герасимов повстречал уже в Нижнем Новгороде. Там, изучив его проект, он получил короткий ответ «нет». Руководство обосновало негативную реакцию тем, что считало невозможным использование витражей в обустройстве станции. Стоит отметить, что таких прецедентов в обустройстве станций метро вообще не было. Были и другие причины, которые говорили о невозможности реализации этой идеи.

Герасимов оказался не робкого десятка. Длительный промежуток времени он ездил в Нижний Новгород, получая отказы один за одним, пока, не нашлись такие же идейные люди, как и он сам. Художнику удалось найти людей, которые согласились за деньги, выделенные для реализации еще первого проекта, воплотить новую идею Герасимова с салютом в жизнь. По большому счету, люди были готовы работать только за идею.

После одобрения проекта станции на Герасимова были наложены новые обязательства по доведению ремонтных работ. Обычно, художник, который придумывал проект станции – сдавал проект и после этого, его работа была окончена. В случае с «Победой» автору проекта пришлось брать на себя создание дополнительных чертежей, разрисовывание полов и стен, разработку конструкций люстры и другие обязательства.

Целых три года Герасимов работал «за идею», не получая за это ни копейки. По-другому быть и не могло, ведь он, по всей документации, числился как обычный художник, а его работа в этом плане была окончена еще при подтверждении первого проекта…

Несмотря на то, что все детали нового проекта были утверждены всеми необходимыми инстанциями, уже на завершающих этапах создания праздничного убранства «Победы», чуть не вставили палки в колеса представители «Куйбышевметрострой». Администрация крайне боялась того, что создание украшений на станции может повлиять на дату ее открытия. Дирекция думала, что Герасимов не успеет реализовать свой проект до декабря 1987 года. Благо тогда в вопрос вмешался Аистов (главный куратор строительства). Этому человеку удалось убедить администрацию, что все идет согласно запланированному графику и работы были продолжены.

В том, что станцию удалось обустроить по задуманному плану, во многом стоит благодарить представителей различных заводов, которые оказывали свою поддержку «Победе». Допустим, 10 000 необычных хрустальных пластин станции подарил Никольский завод.

Особенно теплыми словами Герасимов отзывался про авиационный завод, который предоставил для осуществления проекта полированную нержавейку для каннелюр. В те времена, да и сейчас, было крайне трудно достать этот материал, а особенно, в том количестве, которое требовалось Герасимову для осуществления своего проекта. Автор проекта готов был кланяться в ноги администрации авиационного завода, ведь без этой нержавейки возможности закончить начатое у Герасимова точно бы не было.

Много хлопот возникло и в процессе конструирования люстры для станции. Несмотря на то, что Герасимов довольно быстро создал чертеж этой люстры, возникли большие проблемы в его детализации. Дело в том, что каждая отдельная деталь люстры требовала особого чертежа, да не простого, а с указанием номера сборки и технологии, по которой ее стоит изготавливать. Эту сложную задачу на себя взвалили Волошин и Гриднев – люди, которые возглавляли отдел нестандартного оборудования.

Примечательным является тот факт, что администрация отдела нестандартного оборудования и в помыслах не имела идеи упростить создание чертежей для деталей. Люди четко следовали плану Гриднева и, как результат, сейчас пассажиры станции «Победа» имеют возможность наблюдать чудесную по своей красоте хрустальную люстру.

Каждый чертеж, затем, был отдан рабочим авиационного завода, которые занялись его реализацией. Людям приходилось работать в три смены для монтирования четырехметровых полос. Монтаж рабочим усложнял тот факт, что свод станции, зачастую, имел непроектную кривизну.

Несмотря на детально продуманный проект станции, оставались элементы, которые пришлось проектировать отдельно специалистам. Этими элементами оказались: площадки под светооборудование и каркасы, удерживающие массивные витражи. За проектирование тогда взялся главный инженер из Нижнего Новгорода и глава авторского надзора – А.Г. Дудин. Несмотря на то, что проектирование этих элементов в задачи инженера не входил – он взялся за эту работу. Как утверждает сам Дудин, он просто увлекся и не мог остановиться пока работа не будет окончена.

Одной не менее важной задачей, уже на этапе реализации проекта, стал подбор мрамора для облицовки стен. Сложнее всего было подобрать их точное с проектом сочетание. Стоит отметить, что плитку выбирать можно было только из той, которая находилась на складе. Несмотря на трудности в вопросах поисках необходимой плитки и постоянных подгонов по строительству (на тот момент, администрация сильно подгоняла своих рабочих) удалось подобрать ровно то сочетание плитки, которое было задумано Герасимовым.

Во время работы, у бригады облицовщиков разгорелся сильнейший конфликт с администрацией, отвечающей за обеспечение заработной платы. Конфликт столь усугубился, что поступило несколько серьезных жалоб в Москву на руководство метрополитена. Несмотря на эти неприятные моменты, все вопросы были улажены, а проект был завершен в срок.

Несмотря на усердие Герасимова и его трепетное отношение к деталям, на сто процентов реализовать проект так и не удалось. Небольшие изменения от оригинальной идеи можно наблюдать в витражах.

Тогда создание витража по эскизу Герасимова было положено на плечи известного московского художника – Кузнецова. Но, по причине километров разделяющих их и урезанного времени на создание рисунка (художник должен был подготовить витраж за два месяца, вместо положенных шести), первоначальный эскиз не удалось воплотить в конечном витраже. Несмотря на это, Герасимов остался довольным полученной работой и всегда только теплыми словами отзывался о художнике Кузнецове.

Если смотреть на станцию «Победа» сейчас, то можно наблюдать самую красивую станцию во всем Самарском метрополитене. Участие сотен людей, которые, зачастую, на голом энтузиазме выполняли реализацию идеи Герасимова, подарило Самаре, да и всей России, прекрасную память о победе в ВОВ.

Красивые витражи, салют, выполненный из светильников, и огромная медаль «За победу над Германией», установленная над путями – создали праздничный и одновременно торжественный вид в этой станции. Все вышло так, как и планировал Герасимов.

На данный момент активным является только один вестибюль. Администрация приняла решение, что второй вестибюль целесообразней будет закрыть, так как в нем всегда наблюдается маленький поток пассажиров.

*
Back to top button