Костел

Католический костел – самое известное самарское здание, ко всему прочему еще и считается главным. Разместилось оно по улице Фрунзе​, дом 157. Полное название этой католической церкви — храм Пресвятого Сердца Иисуса. Утонченные шпили красного цвета, исполненные в готическом стиле возвысились на 47 метров ввысь, будто «протыкая» верхушкой небо. Их легко заметить, как вдоль улицы, так и с берегов полноводной Волги. Иногда даже складывается впечатление, что находишься не в Самаре, а в каком-нибудь европейском городе. Помещение храма часто используется для проведения концертов духовной и классической музыки, а также для экскурсий и индивидуального посещения.

Костел — история

В первой половине XIX столетия Самара имела довольно большую и внушительную католическую общину. Влиятельный католик Самары – торговец первого сословия, а затем владелец знаменитой имперской лечебницы Егор Никитич Аннаев поставил цель сооружения костела. Таким образом и началось строительство протестантской церкви. Но после бунта поляков в 1863 году, католикам отказали в возведении костела. Так как многих польских переселенцев выслали в Сибирь, не было для кого строить храм.

Однако в 1887 г. им все-таки дали добро на постройку. Вначале возвели здание для молитв, которое и поныне расположилось за нынешним зданием из кирпича. В нем осуществлялись богослужения, а на этаж выше обитал поп. Спустя 19 лет провели первое священнодействие в новой архитектурной жемчужине которая носит имя Иисуса. Этот храм построен из красного кирпича и легко узнаваем жителями Самары.

Архитектурный ансамбль храма весьма ненормален для Самары. Неоготических построек в городе было очень мало. Стройка началась в 1902 году. Чертеж создал уроженец Польши, архитектор из Москвы — Фома Осипович Богданович вместе с самарскими архитекторами. Руководил процессом Щербачев. Волжский костел имеет и «младшего брата» который все-таки превзошел старшего.

В 1904 году возвели весьма похожую московскую церковь Безгрешного Зачатия, превышающий по величине костел в Самаре. Его спроектировал тот же архитектор Богданович. Однако во времена ВОВ костел в Москве изрядно потерпел крушение и первоначальный вид получил лишь после восстановительных процессов которые проходили в 90-х годах. А католический храм в Самаре же сберегся в первобытном облике, благодаря чему и стал популярным и узнаваемым.

Во времена СССР в помещении католического костела расположился театр для детей, театр кино и сценический техникум, а потом там был открыт строительский клуб. Руководство последней организации стремилось преобразовать все внутри костела заполнив его строительными конструкциями из бетона и железа, а также строители сделали его многоэтажным изнутри. Спасло то, что постройку причислили к архитектурным памятникам, что помешало перестроить храм полностью. С 1938 г. в церкви расположился музей, что сохранило до 1991 г. храм в неплохом состоянии. Единственное что было утеряно — кресты и орган.

Любопытно, что прообраз данных сооружений отыскать весьма нелегко. Процветание готики завершилось в XVI веке, а взамен этому направлению подоспели иные течения католического религиозного зодчества. Во время прогулки Вильнюсом есть возможность заприметить восхитительное святилище Святой Анны, которое поразительно схоже с католическим храмом в Самаре. Однако возвели его почти на пол тысячелетия раньше. Возможно, собственно он и есть прообразом, который использовал Богданович для строительства в Самаре и Москве.

В 1991 г. церковь возвратили религиозной общине, после чего храм многократно восстанавливали. В наши дни католический костел в Самаре и его дворовые постройки (в том числе и деревянная церковь) причислены к архитектурным памятникам государственного значения и охраняют на федеральном уровне.

*
Back to top button