Культура в России

Великая немка Малого театра

В Москве на сотом году жизни скончалась старейшая актриса Малого театра российская немка Татьяна Еремеева, супруга знаменитого советского артиста Игоря Ильинского. Татьяна Александровна Битрих-Еремеева была замужем за народным артистом СССР Игорем Ильинсим, которого знает каждый, кто смотрел фильмы с его участием «Волга-Волга», «Карнавальная ночь», «Гусарская баллада». Кроме того, Татьяна Александровна играла с мужем на одной сцене Малого театра.

Она родилась 4 июля 1913 года в Архангельске, а ее карьера началась в начале 1929 года в Театре юного зрителя при Театре рабочей молодежи в Архангельске. Затем были театры в Севастополе, Белоруссии, Рязани, Великого Устюга, Уфы. В Малый театр Еремеева была приглашена во время Великой Отечественной войны, в 1944 году и быстро зарекомендовала себя как одна из самых ярких и талантливых актрис. Знаменитая актриса написала две книги воспоминаний, одна из которых посвящена театру а другая ее мужу, Игорю Ильинскому.

Любимому Малому театру Татьяна Битрих-Еремеева подарила около 70-и лет своей жизни. Впрочем, как известно, возраст – это не столько годы, сколько состояние души. А душой, народная артистка России Татьяна Еремеева всегда была молода. Она была не просто признанная, прославленная актриса, она была еще и режиссером, сценаристом и автором книг. Талантливую актрису, блиставшую на сцене тамбовского театра в спектакле «Двенадцатая ночь», где она играла Виолу увидел Константин Зубов. Великий мастер сцены без лишних вопросов пригласил ее в великий Малый театр. С 1944 года Татьяна Александровна была одной из ярких звезд этой звездной труппы и одна из самых красивых актрис Малого театра. Изысканная и интеллигентная она была в лирических, в комедийных, и в характерных ролях. Для многих актеров Малого она стала примером. Глядя на нее, учились актерскому мастерству студенты театральных вузов. Если театр сравнивают с храмом, то Еремееву называли главной хранительницей и жрицей Малого. В театре осталась золотая табличка с ее именем. Это гримерка актрисы Татьяны Еремеевой, которая не мыслила свою жизнь без сцены.

Край добра и чудес

Татьяна Битрих-Еремеева родилась и выросла в Архангельске, который всегда жил в ее памяти вместе с людьми, оставившими заметный след в судьбе этой замечательной актрисы. С родным городом ее навсегда связывала взятая ею фамилия, под которой она стала известна в театральном мире. Будучи Татьяной Битрих, она начинала сценический путь в архангельском Театре рабочей молодежи, через 13 лет стала актрисой Тамбовского театра. И там, в Тамбове, в 1944-м получила приглашение в Москву, в Малый… Но с немецкой фамилией ее не хотели прописывать в столице: время было еще военное. Чтобы получить прописку и работу, пришлось взять другую фамилию – Еремеева вместо немецкой Битрих. Так она стала Татьяной Еремеевой, взяв себе фамилию друзей и соседей по дому, где она выросла. Известную в Архангельске фамилию Татьяна Александровна не сменила, даже став вскоре женой знаменитого артиста Малого театра Игоря Ильинского.

Она всегда считала себя русской, хотя знала, что в младенчестве крещена пастором Краузе в местной кирхе. Это было за год с небольшим до начала Первой мировой войны. И с самого раннего детства запомнилось ей, как во дворе ее родного дома на Театральной улице дети дразнили маленькую Танечку «германкой». А в их семье говорили по-русски, горячо разделяли русские патриотические настроения. Поэтому Таню даже не стали учить немецкому языку. И позднее она не раз напоминала: «Ведь еще Петр Первый иностранцев в Россию пригласил и, в мой родной Архангельск тоже»… А в ее родном Архангельске тогда, в Первую мировую, в связи с усилением антигерманских настроений, по решению городской Думы были переименованы улицы Бременская, Гамбургская, Любекская, Прусская…

Отец Татьяны Александр Битрих был ученым-лесоводом, который за время своей работы объехал верхом на лошади многие северные лесные массивы, издал несколько книг и брошюр о проблемах русского леса. Помимо лесоустройства, главного дела своей жизни, еще и столярничал, рисовал, играл на валторне, хорошо пел, выступал в любительских спектаклях. После того, как он в 20-х годах ушел из семьи, оставив жену с двумя дочерьми, мама Татьяны пошла работать в Архангельскую совпартшколу. Элеонора Федоровна Раша, тоже немка по национальности, учила комсомольцев, вернувшихся с фронтов Гражданской войны… русскому языку.

Татьяна Битрих была красивой девочкой — синие глаза, очаровательные ямочки на щеках при улыбке… Всем этим, вкупе с неизбывной женственностью Татьяна Александровна обладала до самой смерти. До последних дней своей жизни у нее была удивительная память на детали, подробности, впечатления. Четыре года назад, когда в Малом театре отмечали ее 95-летие, Татьяна Александровна сердечно представила собравшимся жену Александра Еремеева, сына тех самых архангельских друзей и соседей по дому, чью фамилию она с гордостью носит. И тогда же она рассказала, что ей сообщили из Архангельска, что ученые труды по лесоустройству ее отца, профессора Александра Битриха, фотографии, документы переданы в Москву, в музей леса. И она, конечно же, уже побывала там, встретившись с детством, с родным краем, который по-прежнему считала «краем добра и чудес…».

Родной Дом

Попасть в труппу Малого театра было заветной мечтой каждого драматического артиста. Прославленному коллективу театра Татьяну Еремееву представили в 1944 году. В том числе и актерам старшего поколения, которых почтительно называли «стариками». Ей было у кого учиться, чей опыт перенимать и впитывать. Она полюбила Малый театр, ставший ей тоже родным. Малый театр дал Еремеевой возможность выйти на столичную сцену, дал счастье встречи с его мастерами и высокой культурой. Ей оказали огромное доверие, и платить за это надо было полной отдачей сил. В спектакль «Волки и овцы» ей посчастливилось войти, когда в нем играли такие мастера сцены, как Яблочкина, Турчанинова, Пашенная, Рыжова, Ильинский, Шатрова. Это было настоящее созвездие. Еремеева играла там Глафиру.

Поистине бесконечен список спектаклей, которые шли на сцене Малого театра на протяжении этих лет. С такими, как «Двенадцатая ночь», «Любовь Яровая», «Ярмарка тщеславия», «Стакан воды», «Ревизор», «Вишневый сад», «Лес», «Возвращение на круги своя», связано имя Татьяны Еремеевой создавшей множество различных и ярких образов.

Выходить на сцену ей доводилось в самых разных качествах, но, в общем-то, ее считали актрисой классического репертуара. Но ей же очень хотелось сыграть современницу со всеми ее думами и заботами. Такую возможность она получила в «Золотых кострах» И. Штока, где играла Милочку, которая никогда не думает о том, как ходит, как сидит, как выглядит. В ней все непосредственно. Ей было удивительно интересно играть женщин с простыми женскими слабостями. Именно они и давали актрисе право на снисходительную улыбку в адрес своих героинь… Татьяна Еремеева была на сцене Малого театра душой и сердцем. Это был ее родной дом. Однажды, после спектакля «Дядя Ваня», в котором она играла, на сцену вышел художественный руководитель театра Юрий Соломин и от имени коллектива поздравил ветерана сцены со знаменательной датой, очередным днем рождения. Весь зал горячо приветствовал актрису стоя, которую по праву считают дочерью Малого театра. В свое время она исполнила и другую свою роль на земле, подарила Игорю Ильинскому сына, а теперь в семье уже и взрослые внуки растут.

Рука об руку с мужем

Так случилось, что в один, как говорится, прекрасный день Татьяна Еремеева стала женой Игоря Ильинского. Запомнившийся зрителям по ролям в картинах «Волга-Волга», «Карнавальная ночь» и «Гусарская баллада». С ним она играла в разных спектаклях, и они долгое время были просто коллегами. В его лице она встретила большого друга, человека бесконечно доброго, преданного и по-своему сложного. Он не терпел никакой лжи не только на сцене, но и в жизни. Особенно дорого ей было то, что он, уже знаменитый в ту пору артист, был далек от того, чтобы превращать молодую актрису с 20-ти летним трудовым стажем, просто в жену. Он видел в ней по-прежнему, прежде всего коллегу по сценическому искусству, и для нее самым большим счастьем в жизни было идти рука об руку не только с другом, но и с большим художником, с человеком, который понимал ее, а она понимала его. Конечно, это трудное счастье, но тот, кто знает театр изнутри, поймет ее…

По-своему символичным стало и то, что в спектакле «Возвращение на круги своя» Татьяна Еремеева и Игорь Ильинский сыграли супружескую пару — Льва Николаевича и Софью Андреевну Толстых. Еремеева постаралась рассказать о своей героине не только как о помощнице гениального писателя, но и открыть в этой немолодой уже женщине присущие ей черты жены, матери, хозяйки дома. Словом, воплотить на сцене реально существовавшую личность, прожившую долгую и сложную жизнь, которая известна до мельчайших подробностей. Она доверилась тогда своему сердцу и своим глазам, которые увидели яснополянскую спальню Софьи Андреевны. Она вышла из нее потрясенной. Для них двоих поставил этот спектакль режиссер Борис Равенских. Когда Игоря Владимировича не стало, Татьяна Александровна начала писать воспоминания о великом артисте, известном всей стране и о человеке, которого лучше всех знала только она.

Вся жизнь в искусстве

Коллеги по сцене рассказывают, что у Татьяны Еремеевой была своя личностная интонация, не только речевая, но и душевная; она фантастически женственна, у нее прекрасные, искрящиеся глаза, нежнейшая улыбка и красивые, всегда теплые руки; у нее трогающий до слез божественный голос — главнейшее качество актрисы; ей присущи необыкновенная внутренняя сила и открытость. Ее душа трудилась постоянно, она никогда не снижала уровень духовности, старость ее красила, она по-прежнему была женственна и хороша собой. Она пришла в Малый театр в последний военный год с испытательным сроком — и выдержала, она вводилась на роли, которые грандиозно исполняли предшественницы — и выдержала, она не существовала в тени своего мужа, а выросла в личность под стать ему.

До последних дней Татьяна Александровна выходила на сцену в роли графини-бабушки в «Горе от ума», это был поистине перл создания. А еще, она всегда была занята делом. Как сказал ее сын, если отца они называли «папуляр», то матушку звали «мамастер». Конечно же, самые лучшие слова благодарности — Малому театру, который ценит своих мастеров, недаром именно здесь родилось такое словосочетание, как «великие старухи». Такая приверженность национальным традициям дорогого стоит.

Несколько лет назад, несмотря на свои 95 лет Татьяна Еремеева принимала участие в гастролях Малого театра в Тамбове. Спустя шестьдесят четыре года судьба еще раз вернула ее в родной город. Артисты местного театра и поклонники её таланта организовали землячке грандиозную встречу. Она вошла в зал под бурные овации новых поколений театралов, которые ее не могли помнить на этой сцене, но которые ее знают и любят и, скромно села в приготовленное на сцене старинное кресло. Но не облокотилась на удобную спинку, а держалась, сохраняя аристократическую осанку, достоинство и обаяние.

День ее возвращения в родной город выдался солнечным. Она вспомнила войну, когда, играя по три спектакля в день и дежуря по ночам на крыше театра, чтобы гасить бомбы-зажигалки во время авианалетов, она была по-настоящему счастлива. Ее любили, и она любила этот маленький уютный город.

— Мне жаль, что время ушло, — сказала актриса. — Я не была так счастлива в Москве, как в Тамбове, где играла свои любимые образы. И еще я счастлива, что у меня есть сын, что я дождалась внуков, что играю до сих пор. Я не очень удачливая актриса. Я не люблю славы и не ищу славы. Но я счастлива, что снова побывала в моем Тамбове и слышу здесь эти аплодисменты. Спасибо вам за все!


Голос Татьяны Александровны звучал уверенно и как-то отстранено в тишине замершего зала. Голос человека, у которого осталась навсегда в крови русская интеллигентность с немецкими корнями, скромность и достоинство. А на глазах блестели слезы. Только блестели. Даже перед залом, где никто в этот час не сдерживал слез… Она чувствовала, что это ее последний приезд на Родину…

Алесандр ТОМАС

Фото автора из архива актрисы

*

По теме

Back to top button