Главная / Общество / «Время славы и восторга!» - новая выставка в художественном музее

«Время славы и восторга!» - новая выставка в художественном музее

В Самарском художественном музее 22 июня 2012 г. открылась выставка «Время славы и восторга!» – эпоха 1812 года в собрании Государственного музея А.С. Пушкина и коллекции Александра Васильева.

Выставка, посвященная двухвековой годовщине победы России в Отечественной войне 1812 года, являет собой ретроспективный взгляд на героическую эпоху, связавшую мирную и военную повседневность в едином напряжении всех человеческих сил и эмоциональном накале. Экспозиция показывает, как формировался быт дворянской среды начала XIX века, породившей множество ярких исторических личностей, элиту своего времени – от героев войны 1812 года до декабристов. Специально для Самарского художественного музея отобраны уникальные экспонаты из фондов Государственного музея А.С. Пушкина и частной коллекции известного историка моды Александра Васильева.

Основу выставки составляют произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, мебели, книг и периодических изданий из собрания Государственного музея А.С. Пушкина, раскрывающие принципиальные культурно-исторические аспекты этой неисчерпаемой темы. Стекло, бронза, фарфор, часы и костюмы создают настроение праздничной торжественности или лирической сдержанности, являясь самоценными и оригинальными памятниками.Деятельным соавтором проекта выступил известный историк моды и коллекционер А.А. Васильев – обладатель одного из самых крупных частных собраний костюмов, постоянно пополняемого и выставляемого на престижных площадках по всему миру. Так в данной экспозиции оказались платья и спенсеры, бальные туфли и платки, сумочки и бисерная вышивка, миниатюрная живопись и табакерки, гребни и типажные портреты.

Структура композиции концептуальна. Лаконичный и жесткий военный поток, исчезая за «поворотом истории», притормаживается условно намеченными интерьерами с выхваченными из сумрака или, напротив, приглушенными лицами знакомых и анонимных персонажей. Изменчивая, эфемерная мода с ее силуэтами, аксессуарами и милыми безделицами; размеренный обывательский образ жизни с балами, обедами и развлечениями, как будто независимый от страны пребывания, приглашает к созерцанию, предвещая неминуемую «грозу двенадцатого года».

В первом блоке экспозиции звучит тема европейского Просвещения как идейной основы Великой французской революции, повлекшей череду коалиционных войн сначала с республикой, а затем уже с империей, на пути которой встала Россия. Представительная иконография главных действующих лиц обещает масштабное противоборство Александра и Наполеона. Походы Бонапарта, Павел I и Суворов, тягостные поражения при Аустерлице и Фридланде, Тильзитский мир и вынужденная «дружба» соперников, отказ царя породниться с «премерзким корсиканцем», обоюдная подготовка к новой войне– вот главные смысловые акценты исторической канвы. Мирная повседневность представлена приметами столичной и провинциальной жизни держав-соперниц; в «московском доме» и в «модном магазине», на «бальном паркете» и на «народном гулянии».

Второй блок посвящен событиям Отечественной войны: вторжению Великой армии, сражению за Смоленск, Бородинской битве, пожару Москвы и изгнанию неприятеля. На первом плане – «сей идол северных дружин», главнокомандующий М.И. Кутузов, генералы М.Б. Барклай де Толли, П.И. Багратион, М.И. Платов, лихие партизаны с неустрашимым «черным капитаном» Денисом Давыдовым.

В третьем блоке раскрывается тема заграничного похода 1813-1814 и освобождения Европы от наполеоновского владычества: сражения при Кульме, Лейпциге, торжественное вступление в Париж. Красок общей картине добавляют популярные в то время карикатуры. На своеобразных бивуаках расположились французские и русские воины – кавалеристы и пехотинцы, полностью обмундированные и вооруженные, в окружении предметов повседневного армейского быта. Здесь же выставлены публицистические и мемуарные произведения современников, злободневные отклики в периодических изданиях. Русские в Париже – также содержательный и важный аспект «вооруженного путешествия» из одной столицы в другую.

В четвертом блоке освещена тема последствий ужасной и продолжительной войны – передел Европы между победителями на Венском конгрессе 1814-1815, отчаянная попытка Наполеона вернуться к власти, его разгром в битве при Ватерлоо и заточение на остров Святой Елены. Интерьер Военной галереи украшен строгими портретами-гравюрами героев, исполненных с подлинников Зимнего дворца. Среди последних наибольший интерес представляют портреты Д.Д. Шепелева кисти известного венгерского художника эпохи романтизма Я. Ромбауэра, М.Б. Барклая де Толи - неизвестного русского мастера с оригинала К.А. Зенфа; один из редких натурных портретов поэта-партизана Д.В. Давыдова, уникальное изображение Н.А. Дуровой работы крупнейшего мастера В.И. Гау.

В миниатюре особенно привлекательны образы участников войны - генералов А.А. Бахметева (художник Э.-П. Мартен) и кавалера ордена Почетного легиона Г.Г. Смиттена, а также мемориальный портрет княжны В.Ф. Вяземской, исполненный А. Молинари и уцелевший во время Бородинского сражения. Музей также располагает копией картины В.В. Верещагина «В Кремле – пожар!» из популярной военной серии, местонахождение оригинала которого до сих пор неизвестно.

В техниках эстампа следует выделить конные портреты наших военачальников А.О. Орловского, ранние портреты Александра и Наполеона,литографированные листы со сценами похода непосредственных участников русской кампании А. Адама и Х.В. Фабер дю Фора, цветные гравюры И.Л. Ругендаса, сатирические французские офорты о «русских в Париже».

ГБУК "Самарский областной художественный музей"

Ассоциация музеев России