Новости соцсетейОбщество

Переправа через Волгу в Самаре: сегодня и много лет назад

Пригородная навигация открылась в Самаре. Самое время вспомнить, как переправлялись на правый берег самарцы в конце 19 века. До 1860 года из Самары на правый берег Волги можно было перебраться только на дощаниках, небольших плоскодонных одномачтовых судах.

10 декабря 1860 года «Самарские губернские ведомости» писали: «С особым удовольствием мы можем сообщить читателям нашей газеты о предоставленном губернскому начальству проекте устройства пароходного сообщения между городом Самарою и правым берегом Волги. За осуществление его взялась Рождественская вотчина графини Левашовой в лице заведующего делами вотчины г-на Крогиуса, которому и принадлежит честь начинания». (https://samaratoday.ru/news/212993)

Вскоре отцы города поняли, что перевоз неплохой источник пополнения казны и решили сдавать в аренду право организовать переправу.

Так, 10 января 1889 были объявлены торги на право содержания перевоза пароходом на противоположный берег сроком на 6 лет.

Правила перевоза строго регламентировались кондициями, разработанными городской управой. Условия, стоимость и расписание движения устанавливались городскими властями. Нарушение контракта грозило содержателю перевоза штрафами, а чтобы у него не возникало соблазна от них уклониться, с победителя торгов брался задаток в размере 500 рублей.

«Содержатель перевоза должен иметь один пароход, не менее как в 15 сил, и при оном для безостановочного производства переправы два парома действующих один запасной, два полупарома для перевозки во время разлива, когда необходимо бывает перегрузка под селом Рождественным, Две лодки, так называемые завозни четырёхвесельные и две лёгкие – двухвесельные». Кроме того, содержатель должен был нанять 20 работников для обслуживания переправы, не считая прислуги парохода.

Стоимость переправы во время разлива бала значительно выше таксы в обычное время. Так, с пешего пассажира во время весеннего половодья брали 5 коп., а в обычное время 3 коп. Верхом на лошади переправа обходилась -20 и 8 копеек соответственно. Столько же брали за каждую лошадь запряжённую в телегу или повозку . Причём, перевозка самого транспортного средства оплачивалась отдельно и цена завесила, выражаясь современным языком, от класса. За карету или коляску приходилось платить рубль в половодье и 40 копеек в обычное время. Брички, дрожки и тарантасы перевозили за 50 и 20 копеек, пустую телегу за 10 и 4 копейки, а за гружёную приходилось платить 20 и 8 коп. Перевоз коров и другого крупного скота стоил 15 и 6 копеек. За телят, овец, коз и прочую мелочь платили 5 и 2 копейки за голову.

Переправа работала по расписанию. Со дня вскрытия Волги и до 1 июня пароход отправлялся от Самары четыре раза в день: в 4 и 9 часа утра, в 2 и 7 часов после полудня. С июня до ледостава пароход отчаливал от самарского берега 6 раз в день: в 5, 7, 12, 15 и 17 часов.

В январе 1889 года торги на перевоз выиграл Семён Антипович Гребенщиков, владелец паровой лесопилки на лесной пристани. Он предложил большую сумму — 676 рублей в год. Но по неизвестным причинам уже в марте уступил право содержания перевоза Ивану Петровичу Зайцеву.

Купец Зайцев владел деревянным колёсным пароходом с одной паровой машиной мощностью 18 сил и говорящим названием — «Перевозчик». Для интересующихся техническими характеристиками судна паспорт парохода прилагается.

Управлял пароходом лоцман, отставной унтер-офицер Ефим Иванович Миронов.

Теперь о грустном. Дело у Зайцева не пошло, он задолжал по векселям частным лицам 2500 рублей и в 1891 году должен был городской управе плату за содержание перевоза за два года. Нелёгкое это дело самарцев на правый берег возить.

Материал подготовил Игорь Махтев в своем блоге urator.livejournal.com

*

По теме

Back to top button