Главная / История Самары / История Самары: 22 июля. Начали строить тротуары (1855), прибыли 500 бойцов отбирать хлеб у крестьян (1919), создан штаб похода за радиофикацию (1930)

История Самары: 22 июля. Начали строить тротуары (1855), прибыли 500 бойцов отбирать хлеб у крестьян (1919), создан штаб похода за радиофикацию (1930)

22 июля 1855 Начато плановое устройство тротуаров. До середины XIX века тротуаров в Самаре фактически не было никаких.
22 июля 1919 Прибыли около 500 рабочих. Направлены Наркомпродом для содействия местным продорганам в проведении продразверстки.
22 июля 1930 Создан краевой штаб похода за радиофикацию Средневолжского края.

Самара в 1905 г.
Самара в 1905 г.
Это следующий этап после продразверстки - борьба с кулаками...
Это следующий этап после продразверстки - борьба с кулаками...
Оперативный отдел в Самаре. 1919 г.
Оперативный отдел в Самаре. 1919 г.

3477832293

---------

Самарские тротуары

22 июля 1855 года в Самаре было начато плановое устройство тротуаров. До середины XIX века тротуаров в Самаре фактически не было никаких, да и проезжая часть улиц оставалась немощеной. Лишь кое-где домовладельцы по собственной инициативе строили у края дороги деревянные тротуары. Однако они быстро приходили в негодность и мало помогали передвижению пешеходов.

Некоторый уход за улицами и даже устройство тротуаров за счет городской казны производились лишь в центральной части Самары – в районе нынешней Хлебной площади, где располагались присутственные места. В целом же Самара 20-х – 30-х годов XIX века была почти исключительно деревянной, без мощеных дорог и устроенных улиц, и больше напоминала село, чем город, особенно на окраинах, где издавна жил исключительно лишь бедный люд.

В конце 1851 года в новом губернском центре Самаре, согласно официальным данным, проживало 19753 человека и насчитывалось свыше 2200 домов, из них 253 каменных, а также шесть церквей. Территорию нашего города в это время пересекало около 200 улиц, из которых почти все были прямыми и широкими, но ни на одной из них не было ни твердого покрытия, ни тротуаров в их нынешнем понимании.

Первый самарский губернатор Степан Волховский прослужил в этой должности всего лишь два с половиной года. В апреле 1851 года в губернии по его распоряжению были созданы многие губернские учреждения, однако заняться вопросами городского благоустройства и коммунального хозяйства по причине своего возраста и болезней первый губернатор так и не успел.

Волховский ушел со своего поста по состоянию здоровья в мае 1853 года. Уже через несколько дней министр внутренних дел России Лев Перовский подписал указ о назначении на его место Константина Грота, который в тот момент находился в должности чиновника по особым поручениям при МВД и показал себя на этой работе с самой лучшей стороны.

Именно при втором губернаторе с его немецкой педантичностью и дотошностью в Самаре начались невиданные до того работы по благоустройству городской территории, в том числе мощение улиц и создание пешеходных тротуаров. В газетах было отражено, что сооружение первого из них по указанию Грота началось на улице Дворянской (ныне улица Куйбышева) в районе Алексеевской площади (ныне площадь Революции), и случилось это событие 22 июля 1855 года.

Впрочем, несмотря на все усилия Грота и его преемников, стремившихся придать Самаре облик европейского города, положение дел с благоустройством и с гармоничной застройкой территории во второй половине XIX века по-прежнему менялось очень медленно. Будущий писатель Максим Горький, проживший в нашем городе несколько лет, писал о нем так: «Прежде всего в Самаре бросается в глаза общий характер ее архитектуры. Тяжелые, без каких-либо украшений, тупые и как бы чем-то приплюснутые дома — серые, сутулые. Подслеповатые… Улицы прямые, но не мощены, грязны, изрыты колесами, дождями и свиньями… Она более грязна, чем, например, Казань и Астрахань. У нее более скверные мостовые, чем в Нижнем и Ярославле, и еще хуже здесь тротуары. Она не имеет садов и летом в ней можно задохнуться от пыли и жары, если вы не догадаетесь отправиться за город или в Струковский сад, единственное место в городе, заросшее чем-то действительно похожим на деревья».

Как и мощение проезжей части улиц, устройство более-менее сносных тротуаров в Самаре всегда упиралось в финансы, выделяемые из городской казны. К моменту Октябрьского переворота в нашем городе частично или полностью были сооружены тротуары на улицах Дворянской, Панской, Саратовской, Заводской, Льва Толстого, Вознесенской и некоторых других. В последующие годы социальных потрясений проблемами благоустройства города власти почти не занимались. Вернулись к вопросу о сооружении тротуаров, как и о твердом покрытии самарских улиц, только к началу 30-х годов, когда в Самаре началось строительство новых общественных комплексов, в первую очередь Дома промышленности, Дома сельского хозяйства и Дворца культуры на будущей площади имени Куйбышева.

Дорожные работы по строительству Куйбышевского спуска у Драмтеатра. 1950 г.
Дорожные работы по строительству Куйбышевского спуска у Драмтеатра. 1950 г.

угол-Дворянской-и-Предтеченской (1)

---------

Другие события этого дня в разные годы истории Самары:

22 июля 1741г. В Самаре скончался от цинги начальник Оренбургской комиссии князь В.А.Урусов. Василий Алексеевич Урусов (1689-22.07.1741). Князь. Генерал-поручик. Сменив В.Н.Татищева в должности руководителя Оренбургской экспедиции, прибыл в Самару, где располагался ее штаб, 17 августа 1740 года. П.В.Алабин в своем труде «Двадцатипятилетие Самары как губернского города» (1877) писал, что основные усилия В.А.Урусов прилагал к освоению Заволжского края, усмирению волнений башкир и обеспечению безопасности от набегов киргиз-кайсаков (казахов).

22 июля 1773 г. Сделан доклад 1-го департамента Сената Екатерине II о приписке Самарского уезда к Сызранскому уезду, а Самары – к Оренбургской губернии безуездным городом.

22 июля 1879 г. В адрес начальника Самарской губернии А.Д.Свербеева пришла телеграмма от командира Радомирской дружины. В ней сообщалось, что на празднике дружины был князь Болгарский. Воины вспоминали бои, которые вели под самарским знаменем. Командир извещал также, что древко знамени перебито. На следующий день городская дума постановила: благодарить дружину за добрые воспоминания о Самаре, изготовить за счет города серебряную скобу для древка знамени и выслать ее на имя князя Болгарского для передачи Радомирской дружине.

22 июля 1930 г. Создан краевой штаб похода за радиофикацию Средневолжского края.

22 июля 1932 г. В Ставрополе открылась детская сельскохозяйственная станция.

22 июля 1958 г. Принята в эксплуатацию новая высоковольтная линия Жигулевск-Бугульма.

22 июля 1966 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Куйбышевский металлургический завод награжден орденом Трудового Красного Знамени.

О чем писали самарские газеты

22 июля 1900 г. «Воздушный шар-поджигатель».
11 июля в 2 часа ночи от пущенного в Струковском саду и упавшего на лесной пристани шара загорелись дрова г-на Котова. Пожар был замечен случайно проходившим городовым и вместе со служащими пристани потушен своими средствами. Дрова застрахованы в обществе «Якорь», их сгорело один пятерик.
(«Самарская газета»)

22 июля 1919 г. На днях в Самару прибыли около 500 рабочих. Они направлены Наркомпродом для содействия местным продорганам в проведении продразверстки.
(«Коммуна»)

22 Июля 1920 г. Зубчаниновский райком РКП(б) постановил: отчислить однодневный заработок всех членов организации в помощь бастующим французским рабочим; устроить в Народном доме спектакль, сбор от которого также передать бастующим.
(«Коммуна»)

---------

О событиях этого дня из других источников:

--------

1853 — 22 июля (по н.с. 3 августа) день рождения революционера-народника А.И. Медведева (1853-1926). В 1877-1879 гг. вел революционную деятельность в Самаре и губернии.

1904 — Через реку Самару открыт новый железнодорожный мост.

1932 — В Ставрополе открылась детская техническая сельскохозяйственная станция.

1949 — 22 июля родился Григорий Анисимович Файн, джазовый исполнитель, пианист, композитор, аранжировщик, член Союза композиторов России.

-------