Главная / История Самары / История Самары: 2 января. Электрофонари на улицах зажигали по расписанию (1911), Правительство решило серийно выпускать межконтинентальные ракеты на базе самарского авиазавода №1 (1958), обмен денег, деноминированных в 10 раз (1961)

История Самары: 2 января. Электрофонари на улицах зажигали по расписанию (1911), Правительство решило серийно выпускать межконтинентальные ракеты на базе самарского авиазавода №1 (1958), обмен денег, деноминированных в 10 раз (1961)

Этот день в истории Самары отмечен многими знаменательными событиями, как дореволюционного периода, так и в новейшей истории. Перелистайте этот календарь, и вы почувствуете дыхание времени. Голос из прошлого: 2 января 1911 г. электрическое освещение в Самаре зажигалось централизованно. Газета «Городской вестник» регулярно печатала график зажигания фонарей. Например, с 1 по 6 января освещение улиц начиналось в 16.30, а заканчивалось в 6.00; с 7 по 12 января с 16.35 по 5.50. * 2 января 1958г. Правительство принимает постановление об организации серийного выпуска межконтинентальных баллистических ракет на базе самарского авиазавода №1. * 1961 - Начался обмен денег образца 1947 г. на новые образца 1961 г. В области по прямому обмену денег начал работу 341 обменный пункт Госбанка СССР. *

so0191_1918

Пуск МБР 8К71. Площадка №1, Байконур (предположительно 15 мая 1957г) из коллекции Jirzhi Komprda
Пуск МБР 8К71. Площадка №1, Байконур (предположительно 15 мая 1957г) из коллекции Jirzhi Komprda
купюра 100 рублей образца 1961 г.
купюра 100 рублей образца 1961 г.

-------

Другие события этого в истории Самары в разные годы ее истории:

2 Января 1870г. — Родился Павел Иванович Шихобалов, потомственный гражданин города Самары

2 Января 1902г. — В Самаре, на Воскресенской улице (ныне Пионерская), открыт аптекарский магазин Г.В. Девриена

2 Января 1918г. — Губернский комиссар юстиции Н.Н.Лотов объявил об упразднении Самарского окружного суда.

2 Января 1958г. — Правительство страны принимает постановление об организации серийного выпуска межконтинентальных баллистических ракет на базе самарского авиазавода №1.

Как Самара стала космической

Сменой эпох для Самары можно назвать закрытое постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 2 января 1958 года "Об организации производства изделия 8К71 на Государственном заводе № 1 имени Сталина Куйбышевского народного хозяйства".

Пуск Р-7 (кадр кинохроники) 1958 г.
Пуск Р-7 (кадр кинохроники) 1958 г.

Оно сделало наш город первым в стране промышленным центром космического производства. Завод, который более полувека выпускал первоклассные боевые самолеты – разведчики, истребители, штурмовики, бомбардировщики был переведен на выпуск самой продвинутой ракетной техники, способной решать не только боевые задачи, но и исследовать космическое пространство.

Постановление ставило весьма жесткие сроки заводу № 1: в течение года полностью переоборудовать производство на выпуск новой техники и до конца второго полугодия выпустить три новых изделия.

Литвинов В.Я.
Литвинов В.Я.
Никто из заводчан, кроме директора В.Я.Литвинова в глаза не видел эту новую технику, хотя слышали о ней, конечно все. У всех на слуху были сообщения ТАСС о новых советских межконтинентальных ракетах, способных поражать противника на других континентах планеты, о спутниках, которые они могли отправить в космос и других возможностях этих изделий. Но никто из заводчан в январе 1958 года даже не думал, что скоро будет своими руками создавать эти изделия. Но С.П.Королев, которого тогда все знали, как Главного конструктора все давно продумал и все просчитал.

Он полагал, что 8К71 - это прежде всего оружие, производство которого будет непрерывно возрастать и мощностей его опытного завода в Подлипках никак не хватит, чтобы удовлетворить запросы оборонного комплекса. А ведь есть еще интересы науки: не зря весь мир с таким восторгом воспринял появление первых советских спутников Земли. А у космических ракет есть еще и иные сферы применения.

С.П.Королев
С.П.Королев
Вместе с академиком Келдышем Королев направил в Правительство СССР письмо о создании спутников для фотографирования Земли, и оно было сразу же одобрено, так как давало возможность контролировать производство вооружений на всей территории планеты. А почему бы не отправить человека в космос, не добраться до Луны? Все эти вопросы были решаемы, если на помощь опытному заводу № 88 придет солидное, уважаемое предприятие, которое возьмет на себя производство "семерок".
Совет главных конструкторов
Совет главных конструкторов

Осенью 1957 года Королев направил в Совет Министров докладную записку, в которой говорилось о планах освоения космоса и необходимости создания крупномасштабного производства межконтинентальных ракет. Для этого он просил перепрофилировать одно из оборонных предприятий на серийный выпуск «семерки». Об этом же он говорил и на встрече с Н.С.Хрущевым в декабре 1957 года. Вот так 2 января 1958 года появилось закрытое постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 2-1. В том же документе говорилось о производстве двигателей для этой ракеты на заводе № 24, нынешнем ОАО "Кузнецов".

Выбор завода для серийного производства нового грозного оружия не был случайным. Накануне специально созданная Государственная комиссия побывала в нескольких городах страны, подбирая место для производства «семерки». Она остановилась на заводе № 1, потому что он был одним из самых надежных поставщиков военных самолетов, имел талантливого директора и богатый опыт быстрого переоснащения производства на требуемую продукцию. К тому же он располагался рядом с железнодорожной магистралью, по которой шли грузы на полигон Тюра-Там. И даже имел некоторый опыт постройки ракет: двухступенчатой Р-3 в 1939 году и радиоуправляемой для самолетов Ту-16 и Ла-250 в 1960 году.

Д.И.Козлов
Д.И.Козлов
Руководить серийным производством ракет в Куйбышеве Королев назначил своего заместителя, начальника ОКБ-1 Дмитрия Ильича Козлова. Ему поручили разработать план перепрофилирования завода. Этот план был подготовлен менее чем за три недели. 28 февраля 1958 года в Куйбышев прибыла группа конструкторов во главе с Козловым, для которого это было первое знакомство с городом, где ему предстояло прожить всю дальнейшую жизнь.

В апреле-мае уже были видны первые результаты самой масштабной в истории завода перепланировки. В августе был готов сборочный корпус, где все блестело свежими красками. Рабочие ходили в красивых костюмах и беретах бежевого цвета, а инженерно-технический персонал в халатах и шапочках синего цвета. В контрольно-испытательной станции халаты у всех были белыми.

17 февраля 1959 года состоялся первый запуск куйбышевской ракеты Р-7. Он был успешным. В декабре того же года состоялся пуск еще одной куйбышевской «семерки».

После этого партия наших изделий была поставлена в части министерства обороны и эти ракеты заступили на боевое дежурство. А потом завод освоил новую модификацию МБР – ракету Р-7А (8К74), приступил к проектированию космических аппаратов наблюдения Земли.

Филиал № 3 ОКБ-1 в тесном сотрудничестве с заводом № 1 (в дальнейшем завод «Прогресс») за полувековую историю изготовили почти две тысячи ракет-носителей и около тысячи космических аппаратов. Обеспечили запуски всех космических аппаратов СССР и России по пилотируемой программе, а также многих автоматических космических аппаратов связи, разведки, дистанционного зондирования Земли.

Успешно вышли на международный рынок услуг по запуску зарубежных космических аппаратов на коммерческой основе.

12 апреля 1996 года, в День космонавтики, Президент Российской Федерации подписал Указ об образовании Государственного научно-производственного ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс» путем слияния ЦСКБ и Самарского завода «Прогресс». Это было признание зрелости научной мысли, конструкторских способностей и производственно-технологических возможностей двух коллективов, способных на решение еще более крупных задач в едином строю.

R7-3
Борис Беляков

Б.В.Беляков, автор книги
Б.В.Беляков, автор книги
"Звездный путь "Прогресса" - страницы электронной книги.
--------
Производство двигателей для ракетного пакета Р-7 закреплено за моторостроителями Безымянки. Так начальные задумки обрели законную силу.
С.П.Королев предлагает дирекции 1-го завода взаимное обязательство: «Вы немедленно начинаете реконструкцию сборочного цеха №15, а мы на опытном заводе Подмосковья изготавливаем для вас узлы и агрегаты, чтоб вы затем могли собрать первые машины».
Работа закипела сразу. Серийные заводы занялись освоением новых технологий, размещением заказов на оборудование и приборы, на проектирование испытательных объектов. Требования к качеству высочайшие!
Вадим ПИКУЛЬ

С.П.Королев и Д.И.Козлов
С.П.Королев и Д.И.Козлов

Особо важное задание

Осенью 1957 года, после успешного запуска на орбиту первых советских спутников, Главный конструктор баллистических ракет С.П. Королев направил в Совет Министров СССР подробную записку, где говорилось о необходимости развертывания в стране крупномасштабного ракетного производства. Основные положения этого документа выглядели так: ракета Р-7 получилась настолько удачной, что для усиления обороноспособности СССР и ускорения темпов освоения космоса необходимо срочно организовать ее серийный выпуск. Главному конструктору сразу же пошли навстречу. Местом для развертывания массового ракетного производства правительством СССР был определен город Куйбышев, а конкретно – авиационный завод № 1 имени И.В. Сталина. Это произошло в начале 1958 года. Самые первые «семерки» были изготовлены в цехах опытного завода № 88 в подмосковном городке Подлипки (ныне город Королев). Однако Главный конструктор прекрасно понимал, что для масштабного освоения космоса и для оборонных задач страны мощностей этого предприятия оказывается явно недостаточно. Поэтому Сергей Павлович в конце 1957 в своей докладной записке года просил у руководства СССР разрешения перепрофилировать одно из крупных оборонных предприятий страны специально под выпуск изделия 8К71 (так в технических документах именовалась ракета Р-7).

Ракета Р-7

Валерий Ерофеев

--------

Дополнительно о событиях этого дня из других источников:

------------

1911 — Электрическое освещение в Самаре зажигалось централизованно. Газета «Городской вестник» регулярно печатала график зажигания фонарей. Например, с 1 по 6 января освещение улиц начиналось в 16.30, а заканчивалось в 6.00; с 7 по 12 января с 16.35 по 5.50.

1922 Вышел декрет об изъятии музейного имущества из церквей и монастырей. На основании этого декрета в январе-феврале были проведены описание и учет церковного имущества в Самарской епархии.

1922 год. В г.Самаре, в районе артиллерийских казарм, открыт красноармейский клуб им.Линдова. На открытии клуба выступали местные писатели и поэты Н.А.Степной, Михайлов, И.Почалов, И.Завьяловский, А.С.Неверов.

1942 год. Куйбышевский облисполком обязал облстатуправление провести в период с 25 января по 5 февраля 1942 года на территории Куйбышевской области перепись промышленности по состоянию на 1 января 1942 года.

1943 год. Газета «Правда» опубликовала сообщение о внесении колхозниками Куйбышевской области из личных сбережений 80640 тыс. руб. на создание вооружения для Красной Армии.

1961 - Начался обмен денег образца 1947 г. на новые образца 1961 г. В области по прямому обмену денег начал работу 341 обменный пункт Госбанка СССР.
деньги образца 1947 г. Были в обороте до 1961 г.

купюра 3 рубля образца 1961 г.
купюры образца 1961 г.
По документам центрального архива области, сызранского филиала центрального архива.

--------------

Самара

Глава Самары Олег Фурсов проверил ремонт дома культуры и стадиона «Нефтяник»

Глава Самары Олег Фурсов проверил ремонт дома культуры и стадиона «Нефтяник»

Глава Самары Олег Фурсов проверил, как ведутся работы по ремонту объектов социальной сферы в Куйбышевском районе. Вместе с главой администрации Куйбышевского района Александром Моргуном он посетил дом культуры и стадион «Нефтяник».

LADA представила дизайн серийного автомобиля LADA Vesta SW Cross

LADA представила дизайн серийного автомобиля LADA Vesta SW Cross

LADA расширяет модельный ряд одного из самых востребованных автомобилей на российском рынке и представляет дизайн серийного LADA Vesta SW Cross - первого автомобиля в своем сегменте, объединившего экспрессивный дизайн с чертами кроссовера и многофункциональность.