Главная / Места Самары / Станция метро «Спортивная»

Станция метро «Спортивная»

Эта станция, так же как и «Гагаринская», расположилась на улице имени Гагарина, но уже в вблизи универмага «Самара». По проекту станция должна была иметь два вестибюля. К сожалению, второму вестибюлю так и не суждено было открыться, так как не хватило финансов для того, чтобы довести до ума его возведение.

На данный момент, второй вестибюль используется как складское помещение. Кроме того, выход из второго вестибюля, который обычно закрыт, можно использовать в качестве экстренного выхода при необходимости немедленной эвакуации.

Работающий вестибюль объединен с подземным переходом лестницей. Сама станция позволила первым свои пассажирам отправиться с перронов метро 25 марта 1993 года.

Возведение станции началось в 1984 году. Тогда проходка имела свое начало от «Советской» станции. В проходческих работах были задействованы две инженерно-строительных бригады (30-я и 35-я). Потребность в подключении двух бригад была вызвана необходимость «борьбы» с водой при проходке тоннеля. Такой подход позволил создать своеобразную горку, по которой вода самостоятельным током стекала от проходки тоннеля.

Непосредственный монтаж конструкций на «Спортивной» начался уже в первой половине 1988 года. Уже к середине следующего года на стенах, колоннах и своде станции были начаты отделочные работы.

Учитывая, что станция «Спортивная» представляла собой транспортное сооружение, архитекторами было принято решение сделать отделку этой станции максимально не затейливой и прочной. Дело в том, что она подвергалась сильным вибрациям, которые затейливую облицовку, со временем, могла просто уничтожить.

За сам архитектурный проект этой станции отвечал В.Н. Блохин – ведущий архитектор из института Средволгогопроводхоза. Помощь ему в разработке оказывал художник А.Ф. Темников (на тот момент ведущий художник Самары). В самом институте разрабатывались и другие проекты. Но, московский технический совет посчитал, что идея В.Н. Блохина самая лучшая и достойна реализации.

Как уже говорилось выше, оформление станции вышло в максимально минималистическом стиле. Несмотря на такой подход, и здесь Блохин столкнулся с проблемами в реализации своей идеи. По его задумке, вместо крупных люстр должны были использоваться декоративные светильники, разработка которых происходила в Прибалтике (на тот момент дружественное Союзу государство). К сожалению, приобрести эти светильники так и не удалось.

Минимализм был доведен до такой степени, что в оформлении использовались всего три вида украшений:

  • Рисунок на полу, выполненный в спортивных тематиках (и его Блохин хотел заменить, но при конечном решении понял, что лучше оставить все как есть);
  • Особая форма колонн (они были оригинальными в том плане, что при прямом свечении выглядели как обыкновенные прямоугольные колонны, но при детальном изучении становилось понятно, что у них «осиная» форма);
  • «Ударным» моментом в оформлении выступили особые декоративные вставки (про них подробнее далее).

Как и следовало ожидать, декоративные вставки были оформлены в спортивной тематике. Создание рисунков для оформления стеллажей станции решил заняться сам архитектор Блохин. По первоначальному проекту предполагалось, что по стенам пустят мелкий фриз (миниатюрные изображения людей, которые участвуют в разных видах спорта). Хорошо обдумав эту идею, Блохин счел, что такой подход будет не уместен. Как утверждал сам автор идеи, из-за слабого освещения на станции посетители метро просто не смогут рассмотреть мелких деталей фриза.

Блохин решил остановиться на идее нанесения на стены крупными декоративными вставками на спортивную тематику, с пропорциями 4х6. К сожалению, пассажирам этой станции самарского метрополитена не удалось увидеть эти вставки в том виде, в котором их представлял Блохин. Автор идеи хотел разукрасить изображения спортсменов чеканным металлическим барельефом, но, снова не позволил бюджет и время.

Облицовка колон и стен в практически белый цвет, с учетом должного освещения, по задумке архитектора должна была превратить «Спортивную» станцию в «место праздника». Но, нарядной станцию сделать не получилось…

Если смотреть на эту станцию, сравнивая ее, с другими в метрополитене Самары, то можно смело сказать, что получилась она самой унылой. Во многом такой результат был достигнут тем, что многие идеи Блохина так и не были реализованы. Кроме того, первоначальный «незамысловатый» проект оказал не малое влияние на современный вид «Спортивной».

Другие места Самары

Станция метро «Алабинская»

Если говорить про Самарский метрополитен, то станция «Алабинская» в нем самая молодая, ведь ее открыли в 2015 году. Стоит отметить, что по первому проекту она должна была носить название «Октябрьская», но, администрация метро решила, что нынешнее название ей больше подойдет.

Самарский (Куйбышевский) метрополитен

Основным инициатором создания метро в Самаре стал Алексей Андреевич Росовский. Этот человек взвалил на свои плечи непосильную ношу, которую нес долгих 18 лет. Прежде чем мы начнем рассматривать тему современного метрополитена, давайте немного окунемся в историю и узнаем, кто же стоял за его открытием.

Доходный дом Д.Е. Челышева

Челышев купец, который прославился постройкой двух больших доходных домов. На данный момент доходные дома носящие имя этого человека считаются старейшими сооружениями Самары.