В ожидании конца света
В своем воскресном приложении французская газета «Либерасьон» обращается к теме, которую на фоне остальных новостей нельзя назвать серьезной. Речь идет о слухах о конце света, который якобы должен наступить 21 декабря. Как ни удивительно, расследование, проведенное газетой, показывает, что слухи также тесно связаны с геополитической ситуацией, сложившейся в современном мире.
Прежде всего, в досье рассказывается о том, кто первым заговорил о так называемом пророчестве майя.
Американский историк искусств Хосе Аргеллес умер в прошлом году, не дожив до объявленного им самим дня. По свидетельствам газеты, он называл себя галактическим майя, а самих майя — инопланетянами.
В Латинской Америке у его теории существует большое количество последователей, а также противников, считающих, что нужно было воспользоваться другим календарем. Вот здесь и вплетаются в милленаристские настроения политические элементы. Дату конца света здесь связывают с концом могущества американского всесилия, католической церкви и даже власти некоторых местных политиков.
У американских евангелистов, — говорится в «Либрасьон», — на этот счет своя теория. По их мнению, конец света произойдет в полном соответствии с пророчествами Святого Иоанна. Воплощением апокалиптических сил зла они считают главу Ирана Ахмадинежада, а США, поддерживая Израиль, заслужат себе, таким образом, спасение, — пишет «Либерасьон».
И тут же отмечает, что страны ислама также интересуются объявленной датой конца света, здесь тоже есть свой милленаризм, связанный с фигурой так называемого потаенного имама. В иранской риторике силами зла являются, конечно же, сионисты, франкмасоны и международные организации.
Но наибольшую тревогу французских властей, сообщает газета, вызывают в эти дни секты. Межведомственная миссия по борьбе с сектами опасается, как бы напряженное ожидание конца света не привело к человеческим жертвам.
Кроме того, вот уже тридцать лет как в мире развиваются пост-апокалиптические настроения. Иными словами, население планеты озабочено тем, как оно будет жить после глобальной эпидемии, ядерной катастрофы, столкновения с метеоритом и даже технических мутаций после клонирования.
Здесь, конечно, и знаменитая серия Mad Max, и книга Уэльбека «Возможность острова». Но больше всего авторов статьи интересует роль, которую сыграл в распространении этих настроении и слухов интернет. Теория 21 декабря распространилась по всемирной сети с феноменальной скоростью, — говорится здесь, тогда как, до сих пор различные пророчества обладали очень скромными медийными возможностями.
Более того, двое американских программистов, называющих себя «монахами времени», создали специальную программу, ставшую, по выражению газеты, веб-Нострадамусом. Изобретатели не только ежемесячно продают пророчества, полученные путем исследования всевозможных сайтов и порталов. Они заодно предлагают на продажу убежища и наборы для выживания в экстремальных условиях по доступным ценам.
Впрочем, сама «Либерасон» также иллюстрирует свое досье фотографиями предметов и продуктов первой необходимости. На нескольких десятках изображений — соль и вода, консервы в банках, перочинный нож, батарейки, крупы, вата, бечевка и лекарства. Все без подписей — каждый сам может оценить, как воспринимать эти иллюстрации — как руководство к действию или как тонкий юмор.
Источник: Русская редакция RFI
*