в России

Год неспокойных улиц

Навальный, Немцов, Пономарев и Яшин об уроках и итогах года митинговой активности. 5 декабря 2011 года в России зародилась оппозиция нового образца. На улицы вышли уже не сотни, а тысячи человек (по разным данным, на Чистых прудах собралось от 5 до 10 тысяч). С тех пор протест начал нарастать, достигнув апогея на Болотной площади 6 мая. Тогда же начались и первые массовые аресты активистов. Как, по прошествии уже почти года, те события оценивают лидеры протестного движения?

Чего они ждали и к чему пришли, выяснил корреспондент «МК».

«Митинг разгневанных наблюдателей»

Вечерний Чистопрудный бульвар быстро заполнился людьми. На улицы вышли те, кого с легкой руки журналистов и политологов окрестили «креативным классом». В меру политизированные, в большинстве не состоящие в партиях и оппозиционных движениях, но возмущенные недостоверными, на их взгляд, результатами парламентских выборов. Выступление Алексея Навального приняли с наибольшим воодушевлением. Из популярного блогера он превратился в главного оппозиционного политика. «Власть — это мы! — кричал Навальный с трибуны. — Не забудем, не простим!» Ему вторила толпа, и даже традиционную речевку националистов: «Один за всех и все за одного!» — приняли в меру благодушно.

О митинге 5 декабря, о том, кто вышел на акцию и не пора ли спустя год отказаться от уличных протестов, Навальный рассказал «МК».

Если бы у вас была возможность вернуться на трибуну митинга 5 декабря 2011 года, вы бы хотели что-то добавить к сказанному тогда?

— Думаю, я тогда сказал все, что мне хотелось. Никто не ожидал такой наглости со стороны власти. Наша кампания «Голосуй за всех, кроме «Единой России», была успешной, но они противопоставили этому чудовищные фальсификации. Это был стихийный митинг, и, когда я поднялся на трибуну, посмотрел в толпу, я понял, что это самое массовое мероприятие, на котором мне доводилось выступать. Люди заполнили все пространство, и очертания толпы исчезали в темноте, конца было не видно.

По разным данным, на акцию пришло от 5 до 10 тысяч человек. Кто были эти люди?

— Это был митинг разгневанных наблюдателей. Негодование возникло за день до митинга, когда наблюдатели столкнулись с откровенными, наглыми фальсификациями, когда с нарушением всех норм избирательного законодательства их выводили с участков. Со мной в спецприемнике сидело около 100 человек, арестованных на Чистых прудах, и 90% из них были наблюдателями. Они пришли на митинг, потом пошли на шествие, потому что имели на это право. Они рассказывали схожие истории о том, как подделывали голоса, как они пытались возмущаться, но пришли полицейские и выгнали их с участков. Их лозунги не были абстракцией, они касались конкретных событий, пережитых ими накануне. Для этих людей нелегитимность избранной думы была очевидна.

*

По теме

Back to top button