Общество

В Самаре состоится конференция к 95-летию коллекции русского авангарда Художественного музея

Сегодня в Самаре состоится научная конференция «Окрестности авангарда» — к 95-летию коллекции русского авангарда Самарского областного художественного музея. В конференции принимают участие специалисты ГМИИ им. Пушкина, Музея МАРХИ, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Саратовского государственного художественного музея им. Радищева, Самарского областного художественного музея и др.

Тематика конференции:
• Вопросы эстетики «классического» авангарда начала ХХ века;
• Интерпретации художественного опыта авангарда в российском и зарубежном искусстве 1980-2010-х.

О коллекции авангарда ГБУК СОХМ

История коллекции русского авангарда в Самарском областном художественном музее ведёт свой отчёт с 1917 года. Тогда музеем (в то время еще — художественным отделом самарского Губернского, с 1929 года – краеведческого, музея) были приобретены три картины Давида Бурлюка.

В 1919 году уроженец Самары, художник Н.Н.Попов получил от Музейного Фонда Отдела изобразительных искусств Наркомпроса по акту от 15 августа 35 картин русских художников с формулировкой «для Музея при Самарском отделе ИЗО». Акт подписали В.Кандинский, А.Родченко, Д.Штеренберг. Творческая молодежь нуждалась в «учебных пособиях», ей необходимо было воочию увидеть произведения современных авторов, постичь азы «футуризма» (как в те годы именовались новейшие течения в искусстве). В число 35 произведений, отправленных в Самару в 1919 году, входили работы Бебутовой, Веснина, Дымшиц-Толстой, Ле Дантю, Малевича, Менькова, Розановой, Стржеминского, Якулова и других авторов.
В 20-е годы в музей также поступили работы А.Лентулова, П.Кончаловского, М.ле Дантю, И.Менькова, а также полотно, впоследствии атрибутированное как работа К.Малевича.

В августе 1953 года коллекцию ожидало серьезное испытание: специальной комиссией под руководством московского инспектора, откомандированного Комитетом по делам искусств РСФСР, были составлены списки «малоценных, нехудожественных произведений», от которых надлежало избавить фонды музея. Был составлен акт на списание более 400 работ, среди которых находились и произведения авангарда. Однако, сотрудники музея спасли коллекцию, прежде всего, тем, что не предприняли никаких физических действий по ее уничтожению, то есть остались верны своему музейному долгу. В послесталинское время коллекция продолжала пополняться, однако отреставрирована и впервые выставлена в качестве постоянной экспозиции она была только в декабре 1989 года.

С начала 90-х к самарской коллекции авангарда пришла заслуженная слава. Входящие в неё произведения объездили весь мир, войдя в более чем пятьдесят групповых выставок русского авангарда. Крупнейшие из них:

• «Великая утопия». 1992. ФРГ, г. Франкфурт-на-Майне, Голландия, г. Амстердам, США, г. Нью-Йорк.

• «Кандинский, Малевич и искусство русского авангарда 1905-1925 гг.». 1995-1997. Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея, г. Сеул, Италия.

• «Женщины русского авангарда». 1999-2000. Германия, г. Берлин, Италия, Испания, США, Россия, г. Москва.

• «Золотая карта России». 1999. Государственная Третьяковская Галерея, г. Москва.

• «Русский авангард 1910-1920-х гг.». 2001. Аргентина, г. Буэнос-Айрес.

• Звук и образ», 2002. г. Москва.

• «Художники «Бубнового валета»: между Сезанном и авангардом». 2004. Монако.

• «Авангард. До и после». 2005. Бельгия, г. Брюссель.

• «Футуризм 100». Государственная Третьяковская галерея. 2008-2009. Италия.

• «Космос в русском авангарде: искусство и космические исследования 1900-1930-х годов». 2010. Испания, г. Сантандер.

— «Русский авангард». 2011-2012 Италия, г. Палермо, Рим.

Министерство культуры Самарской области

*
Метки

По теме

Back to top button