Общество

Аварию при испытаниях «Союза-2.1в» вызвал сбой в защите двигателя

Специальная комиссия анализирует нештатную ситуацию, произошедшую 16 августа в Научно-исследовательском центре ракетно-космической промышленности (НИЦ РКП, город Пересвет) при испытаниях первой ступени для новой российской ракеты-носителя «Союза-2.1в». К центральному двигателю НК-33 пока никаких претензий нет. А вот в логике работы аварийной системы защиты рулевого двигателя РД-0110 выявлены ошибки. Вернее, система испытательного стенда сработала, а вот самого летного изделия — нет.

Причиной аварии, произошедшей при наземных испытаниях первой ступени для новой ракеты-носителя «Союз-2.1в», стал сбой в работе системы аварийной защиты двигателя РД-0110, сообщил в интервью РИА Новости источник в космической отрасли.

«Как удалось установить комиссии, центральный (НК-33) и рулевой (РД-0110) двигатели первой ступени для новой ракеты-носителя «Союз-2.1в» запустились вовремя и вышли на режим работы по штатной циклограмме на наземном испытательном стенде. Однако через несколько секунд работы была неожиданно сформирована команда АВД (автоматическое выключение двигателей). Как выяснилось, эта команда была ложной: она демонстрировала, что якобы наступили предельные значения для работы вала турбонасосного агрегата рулевого двигателя РД-0110″, — сказал собеседник агентства.

По его словам, ложная команда на автоматическое выключение двигателей была выдана потому, что были установлены неточные параметры для ее формирования.

«К центральному двигателю НК-33 пока никаких претензий нет. А вот в логике работы аварийной системы защиты рулевого двигателя РД-0110 выявлены ошибки. Вернее, система испытательного стенда сработала, а вот самого летного изделия — нет. Но я бы не сказал, что это ошибка оператора или программиста. Если бы дело было только в этом, двигатель бы просто отключился штатно, быстро и без каких-либо повреждений», — отметил собеседник агентства.

По его словам, нештатная ситуация стала развиваться потому, что система аварийной защиты двигателя РД-0110 не реализовала вовремя штатную циклограмму его аварийной остановки.

«Поэтому двигатель продолжил работать в жестком нештатном режиме, что в результате и привело к его разрушению, а также частичному повреждению первой ступени и кабельных систем её связи с испытательным стендом. Вместе с тем, система пожаротушения стенда сработала штатно, поэтому он практически не пострадал», — сказал источник.

Отвечая на вопрос, что будет предпринято для того, чтобы в будущем избежать повторения нештатной ситуации, собеседник агентства сказал: «Необходимо скорректировать логику работы системы аварийной защиты двигателя РД-0110. Кстати, выяснить, что в ней есть ошибки, оказалось возможным именно в ходе этой нештатной ситуации. Это хорошо, потому что недостатки будут учтены при модернизации системы защиты. Испытания на то и существуют, чтобы выявить все возможные проблемы еще на земле, а не в ходе реального полета ракеты-носителя».
По мнению источника, огневые испытания первой ступени для новой ракеты-носителя «Союз-2.1в» должны быть продолжены. Собеседник агентства не стал уточнять, приведет ли авария к переносу испытательного запуска ракеты-носителя «Союз-2.1в» с космодрома Плесецк.

Новости космонавтики
24.08.2012 / 00:05


ОАО «Моторостроитель»: Ракетные двигатели НК-33, НК-43, РД-107А, РД-108А

НК-33, НК-43
Разработка – ОАО «СНТК имени Н.Д.Кузнецова»
Серийное производство – ОАО «Моторостроитель» —
Двигатели разрабатывались в 60-е годы для реализации советской лунной программы. Серийно выпускались до апреля 1974 г. на заводе им. М.В. Фрунзе (ОАО «Моторостроитель») в кооперации с рядом других куйбышевских заводов. Всего изготовлено более 120 серийных двигателей НК-33 и НК-43. Каждый двигатель проходил контрольно-сдаточные испытания (КСИ).
В настоящее время в СНТК находятся на хранении 53 двигателя НК-33, из которых 46 могут быть подготовлены к товарным поставкам, и 16 двигателей НК-43.
С середины 90-х гг. прорабатываются различные проекты РН с использованием НК-33: «Ямал», «Аврора», «Воздушный старт» и ряд других. Наиболее реальным считается применение ЖРД в составе РН «Союз-1» и «Союз-2-3» (НК-33, НК-33-1) и «Полет» (НК-43М, НК-33-1).
В настоящее время «СНТК имени Н.Д.Кузнецова» совместно с американской фирмой Аэроджет участвует в конкурсе на право установки модернизируемого двигателя НК-33/АJ26 в РН «Таурус-2», разрабатываемой фирмой «Орбитал» для доставки грузов на международную космическую станцию. С конца 90-х гг. СНТК ведет модернизацию НК-33 и НК-43 для установки на перспективных РН (оснащение карданным подвесом, форсирование тяги и применение выдвижного соплового насадка для увеличения удельного импульса на высоте).

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО (РОСКОСМОС)

***

По теме

Back to top button