Мировая пресса

Обратный путь из СССР

21 год тому назад будущее России выглядело мрачным, пишет в блоге на сайте The New York Times журналистка Маша Гессен, подразумевая путч «хунты под руководством КГБ», как выражается автор. Впрочем, тогда демократия одержала легкую победу, вскоре забытую среди негативных явлений 90-х годов. В конце десятилетия произошло то, что в 1991-м показалось бы немыслимым, — к власти пришел бывший сотрудник КГБ.

За истекшие два десятка лет Россия так и не выработала четкой версии событий августа 1991-го. О троих погибших напоминает лишь почти незаметный памятник в Москве.

Однако в минувшее воскресенье сотни человек возложили к памятнику цветы. «Затем на митинге люди часами говорили о своих воспоминаниях об августе 91-го и нынешних мытарствах России», — пишет автор. По ее данным, это была первая подобная акция за 10 лет с лишним, если не с 1991-го.

«Почему память внезапно вернулась?» — вопрошает автор. На взгляд Гессен, группе Pussy Riot удалось заставить россиян задуматься, критически пересмотреть их личные убеждения. «В подобных случаях люди обычно хватаются за то, в чем уверены, — пытаются вспомнить, кто они на самом деле. Россиянам как народу сложно это сделать именно потому, что мы не написали историю о нашей идентичности взамен советской», — полагает Гессен.

Возможно, 19 августа на Садовом кольце этот процесс все же начался, заключает она.

Источник: The New York Times

Inopressa

***

По теме

Back to top button