Общество

В Самаре отказываются прекращать производство самолетов

Один из основных вопросов прошедшего в Самаре экономического форума — развитие на территории Самарской области аэрокосмического кластера, который еще с советских времен де-факто обеспечивал полный цикл производства космических ракет и самолетов. Затем позиции самарских авиастроителей резко пошатнулись. И сейчас вопрос стоит ребром.

Или с помощью из Москвы (прежде всего, административной) в Самаре производство авиакосмической техники развивается. Или страна окончательно теряет еще несколько заводов в этой отрасли и вместе с ними — ряд уникальных компетенций и, естественно, часть российского и мирового рынков, на которых они проявлялись.
Или страна окончательно теряет еще несколько заводов в этой отрасли и вместе с ними — ряд уникальных компетенций и, естественно, часть российского и мирового рынков, на которых они проявлялись.

Свалились в штопор

В Самаре всегда гордились своей принадлежностью к авиационной и космической отрасли. И пусть в советские времена ракетостроители в выходные за колбасой и конфетами ездили в Москву (хотя шоколадные конфеты при этом делали в самом Куйбышеве), зато на двигателях Николая Кузнецова поднималась в небо вся стратегическая авиация и перекачивался газ в компрессорных станциях нынешнего «Газпрома», на летное поле «Авиакора» ежегодно выкатывалось до 70 пассажирских лайнеров «Ту-154» и изрядное количество стратегических бомбардировщиков «Ту-95», а ракеты-носители (РН) «Союз» производства серийного завода «Прогресс» (после объединения с конструкторским бюро он сейчас называется «ЦСКБ-Прогресс») исправно выводили на орбиту грузы и космонавтов.

А потом все рухнуло. Изрядно потрепанным, но устоявшим на ногах, оказался только производитель ракет-носителей. Во-первых, потому что его некем было заменить — вся пилотируемая космонавтика держится только на «Союзах». Во-вторых, самарские РН по ценам на перевозку грузов на орбиту оказались очень даже конкурентоспособными на мировом рынке. В третьих, на предприятиях космической отрасли уже тогда сложилась высочайшая культура производства.

Остальным же двум частям самарского авиакосмоса — производству самолетов и двигателей, пришлось конкурировать за заказы не с зарубежными компаниями, а со своими же — российскими. Эта продолжалось почти двадцать лет. Итогом этой политики государства в области двигателестроения, стала, практически, ликвидация Самары как стратегического и во многом ведущего инженерно-производственного двигателестроительного центра страны…

Подробнее: Expert.ru.

*

По теме

Back to top button