в Мире

Секреты телевизионных трансляций чемпионата Европы

Для миллионов болельщиков «Евро-2012» спокойно умещается в размеры экранов телевизоров. Чемпионат Европы для абсолютного большинства – это то, что покажет «Россия» и «Первый канал». Специальный корреспондент «МН», проникнув в Варшаве в сердце телевизионного бизнеса УЕФА, познакомился с теми, чьими глазами мы смотрим на этот «Евро-2012», а заодно узнал, с какой скоростью летает над полем «камера-паук», кто самый богатый в мире футбольного телевидения, и почему на самом деле был прерван матч Украина – Франция.

Телевидение показывает «Евро-2012» со всех ракурсов // © Reuters

Камер версии

В самом начале «Евро-2012», когда сборная России еще была интересна всем, на одной из ее предматчевых тренировок к Дику Адвокату прилетела знакомиться камера-паук. Адвокат насторожился. Камера тоже, и первой не выдержав дуэли взглядов, бочком от греха подальше полетела тестироваться дальше. Главный тренер сборной России провожая ее глазами, казалось, боролся с желанием догнать и почесать за ухом. Через неделю Дик Адвокат уехал с чемпионата Европы, а камера-паук осталась, чтобы стать одной из главных героинь трансляций «Евро-2012». Планы, снятые с нее, — главная телевизионная фишка нынешнего турнира.

«Спайдер-кам на футбольных турнирах так плотно не использовалась еще никогда, — рассказывает комментатор ВГТРК Роман Трушечкин. — Режиссеры стараются давать с нее все: и игроков, над которыми склонились доктора, и общую расстановку, и вообще какие угодно планы, как крупные, так и общие». В УЕФА, похоже, делали ставку на «паука» сознательно. В служебных материалах, которые раздаются бродкастерам (ТВ-компаниям, которым УЕФА продает телеправа), спайдер-кам идет под литерой «А» с вдохновенным рассказом о том, что взлетать она может на высоту 21 метр, а скорость ее передвижения достигает 30 км/ч.

УЕФА, впрочем, есть чем еще гордиться. Под литерой «В» идут камеры, установленные в углах ворот, благодаря которым и было четко видно, насколько была вопиющей ошибка арбитров, которые не засчитали чистый гол украинцев в матче с Англией. Впервые такие камеры на чемпионатах Европы появились только в 2008 году. После нынешнего скандала не исключено, что уже к «Евро-2016» при определении взятия ворот они приобретут официальный статус последней инстанции. Гордостью УЕФА являются так же высокоскоростные камеры, которые делают тысячу кадров в секунду, и с которых потом можно получить повтор любой замедленности.

Организаторы этого «Евро-2012» не поскупились и на вертолетную съемку. «Множество общих планов стадионов, — это еще одна особенность показа нынешнего чемпионата Европы, — продолжает Роман Трушечкин. — Видимо, дело в том, что все арены новые, и на многих из них используются специальные технологии подсветки фасадов. Когда режиссеры дают общий план, на котором в темноте мерцает и переливается стадион – это безумно красиво. Организаторы понимают это, и стараются всячески подчеркивать. Поэтому одними вертолетами они не ограничиваются: рядом с каждым стадионом смонтировала высоченная стрела, напоминающая подъемный кран. Оттуда тоже очень красивые виды».

Центр управления

Попасть в бродкастерский центр очень сложно – УЕФА следит за секретностью главного источника своих доходов

Но на стадионах — только «глаза». Сердце и мозг всего телевизионного спрута находится на окраине Варшавы в огромных ангарах польского «Экспоцентра» и называется International broadcast centre (IBC). По сути своей это огромный телемаркет. Сюда приходит сигнал с арен, и здесь он распределяется между всеми теми, кто приобрел телеправа на «Евро-2012». Чтобы попасть сюда, нужна трехдневная переписка с Европейским футбольным союзом, крепкие нервы и покровительство девушки Полины, которая координирует на турнире деятельность ВГТРК. Но только оказавшись внутри IBC до конца осознаешь, насколько велика и могущественна корпорация УЕФА, если на нее работает система такой космической сложности.

При входе в самый главный ангар IBC стоит Кубок Европы. Наверняка копия, но полностью аутентичная, под толстым стеклом, и, похоже, что под сигнализацией. Прямо за Кубком, за стеклом не меньшей толщины, – центр управления всей этой махиной, с десятками мониторов разнообразной величины, кучей пультов и сотней техников. Примерно так в Голливуде принято изображать Космический центр управления полетами Хьюстона.

В «центре управления полетов» можно смотреть на футболистов во всех ракурсах, а обернувшись, оценить Кубок, за который они сражаются

Подробнее: Московские новости

***

По теме

Back to top button