в России

Что представляет собой российский Интернет сегодня?

Что представляет собой российский Интернет сегодня? Каковы его достижения в нашей стране? Эти и другие вопросы задают очень часто, а кратко и сухо отвечать на них не хочется. Ответы о состоянии дел в отечественной интернет-отрасли дает Сергей Плуготаренко, директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК).

Во-первых, Рунет — довольно значимое по количеству аудитории пространство. На сегодняшний день 50% совершеннолетнего населения России пользуются Интернетом каждый месяц, это 57,8 млн человек. Дневная аудитория Рунета — 44,3 млн человек, или 38% от всех совершеннолетних жителей страны. 76% от всей аудитории Рунета пользуются Интернетом каждый день. Основная масса пользователей (70%) выходит в Сеть посредством широкополосного доступа (ШПД), однако мобильный доступ также пользуется популярностью (34%).

Правда, при таких существенных величинах охват Интернета в России пока что ниже, чем в большинстве европейских стран, — 49% против среднеевропейского показателя 78%. Однако по размеру национальной аудитории Рунет превосходит все европейские страны, занимая 6-е место в мире после Китая, США, Японии, Индии и Бразилии. Есть и бесспорный интерес извне — более 80 млн человек из разных стран посещают сайты Рунета ежемесячно. Согласно прогнозам, к концу 2014 года численность интернет-пользователей составит около 80 млн человек, или 71% населения страны старше 18 лет.

Как мы видим, аудитория у Рунета велика и она постоянно растет, в основном в регионах: годовой прирост здесь составил 16%, самые высокие темпы демонстрируют Уральский (5,2 млн пользователей, или +30%) и Дальневосточный (2,9 млн пользователей, или +26%) федеральные округа.

Во-вторых, очень часто спрашивают что-то вроде «Как там у вас, у рунетчиков то есть, дела?» Дела, в общем, отлично, мы растем и развиваемся, при этом есть ряд успехов. Если говорить о них цифрами, то получится примерно следующее.

1. Поиск. В России поисковики отвечают на 350 млн запросов в сутки (250 млн год назад).

2. Почта. Россия занимает 5-е место в мире по размеру аудитории почтовых сервисов. По среднесуточной аудитории в топ-10 почтовых сервисов мира входят сразу две почты из России.

3. Социальные сети. Вовлеченность российской аудитории в соцсети самая высокая в мире (в среднем в мире — 5,9 часа), в процентном отношении этот показатель равен 99,7% от среднесуточной аудитории Рунета (30,9 млн человек).

4. Домены. Помимо увеличения количества зарегистрированных доменов Россией поданы заявки на домены верхнего уровня .MOSCOW и .МОСКВА, .ДЕТИ, .РУС.

Рунету есть чем гордиться и кроме своих габаритов. Жизнь российского сегмента Сети ознаменовалась немалым количеством положительных событий: это IPO двух российских интернет-компаний (Mail.ru Group и Yandex — самые дорогие в Европе), включение Yandex в расчет интернет-индекса NASDAQ, активная экспансия российских игроков на зарубежные рынки за пределы СНГ, рост рынка интернет-рекламы (уступает только ТВ), удвоение числа активных пользователей мобильного Интернета в Москве и Санкт-Петербурге, внесение важнейших инициатив по модернизации института авторского права на мировом уровне на саммите G20, рост доли разработок под мобильные и облачные платформы и т.д.

Более того, успехи отрасли отмечает не только сама отрасль — за год Россия поднялась в мировом рейтинге развития информационных технологий с 77-й на 56-ю позицию (Всемирный экономический форум), а за два года — в рейтинге ООН по реализации концепции электронного правительства с 59-го на 27-е место. Здесь, пожалуй, существенную роль сыграла реализация проекта WebVybory 2012 — действительно уникального проекта общенационального масштаба.

В-третьих, Рунет не только «большой и умный», он еще и зарабатывает деньги, притом неплохие. По нашим оценкам, рынок Интернета в России по итогам 2011 года составил 750—850 млрд руб., или 1,4—1,7% от ВВП России (порядка 54 трлн руб. в 2011 году). При этом две трети приходится на зрелые рынки, такие как рынок интернет-рекламы, веб-разработки, поисковой оптимизации, электронной торговли и платежей, а еще треть занимают молодые сегменты (мобильные приложения и облачные сервисы, социальные сети, SMM, продажи цифрового контента, SaaS). В оценку не вошли так называемые традиционные рынки, т.е. рынки мобильных и стационарных операторов интернет-доступа, рынки телекома и связи, а также B2G-сегмент. Обороты этих рынков могут быть в семь-десять раз больше приведенной оценки.

В-четвертых, развитие Рунета до сегодняшнего уровня означает не только получение прибылей. В России вполне реально сформировать новый крупный сектор экономики, разумеется, при условии адекватной государственной политики. Под последней понимается точечная настройка льгот для интернет-бизнеса, устранение пробелов и модернизация законодательства, регулярные и официальные исследования рынка при имиджевой и финансовой поддержке государства (в общем и целом отрасль это делает сама, но для повышения инвестиционной привлекательности Рунета необходимы господдержка и транслирование полученных данных на государственном уровне), продолжение прозрачного диалога между государством, бизнесом и экспертным сообществом, развитие инфраструктуры, стимулирование роста медиаграмотности граждан, а также активное участие России в обсуждении, разработке и оценке новых международных моделей регулирования Интернета.

Сергей Плуготаренко, директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК)

Источник: РБК-daily
Цитируется с сайта gipp.ru

Иллюстрация: www.ambient-media.ru

***

По теме

Back to top button