Люди и обществоСпорт

“Я так думаю!” Встреча со спортивным журналистом Сергеем Волковым (2)

Сегодня мы продолжаем разговор о проблемах самарского спорта. Говоря о спорте, о юбилее «Крыльев Советов», нельзя не вспомнить фамилию Слуцкого, и теперь где ЦСКА, где Слуцкий, и где Самара? И как Самара отнеслась к человеку, который теперь гордость вообще спорта? — Да, вы правы, наверное, потому что, к сожалению, на перепутье дорог оказался и Гаджи Гаджиев, наш бронзовый тренер «Крыльев Советов» и Слуцкий. Я думаю, что они незаслуженно не оценены…

Вот говоря о спорте, мы так давно не общались и столько много интересных тем, я думаю, что нельзя, говоря о юбилее «Крыльев Советов», не вспомнить фамилию Слуцкого и теперь ЦСКА. Где ЦСКА, где Слуцкий и где Самара? И как Самара отнеслась к человеку, который теперь гордость вообще спорта?

— Да, вы правы, наверное, потому что, к сожалению, на перепутье дорог оказался и Гаджи Гаджиев, наш бронзовый тренер «Крыльев Советов» и вот Слуцкий. Я думаю, что они как-то незаслуженно оценены даже, может быть,.

Не оценены?

— Не оценены, да. Не оценены по достоинству, потому что действительно, они огромный вклад вложили в страшные годы. Вот эти провальные годы, когда грабили просто футбольные «Крылья Советов», грабили. Разграбили до такой степени, что продавали игроков, что эти люди, Слуцкий и Гаджиев, я думаю, что их нельзя разделять, все-таки основу заложил Гаджиев, а Слуцкий уже как бы подхватил эту эстафету Гаджиева. Они из ничего хоть что-то делали и поэтому, мне кажется, надо просто низко поклониться и Слуцкому и Гаджиеву, что они сумели сохранить «Крылья Советов» в большом футболе. Если бы не Слуцкий… Поэтому-то и Слуцкого, ну, хорошо, мы не оценили, но зато оценили в Москве.

Да, и ЦСКА теперь.

— Его и называют теперь в футбольном мире «русский Моуриньо», тот, который вместе сейчас с «Реалом Мадрид» стал чемпионом Испании. И Моуринье, мы знаем, единственный тренер в мире, который привел к победе, к чемпионству в четырех национальных чемпионатах четыре команды – «Челси», «Реал» и так далее и так далее, вы представляете. Ну, это здорово! Поэтому, я думаю, что у каждого и в карьере, надо понимать, бывают взлеты, падения, разные обстоятельства. Например, тебе набрали игроков, а они там не такими, как на картинке. Как у нас вот, мы селекцию ведем – нарезку сделали видео, видео, как они голы забивают, а потом оказывается, бил один, а голы влетали от другого. А потом свист на трибунах – вы куда же смотрели-то? Понимаете, когда вот эта вот коррумпированность пропадет, коррумпированность и в футболе в частности, хотя мне говорят, что этого никогда не произойдет.

Эта проблема только российская, или в мире тоже?

— Нет, эта проблема, знаете, цивилизованного общества. Я думаю, что мы на уровне, я не знаю, Сомали, наверное, там где-то, Зимбабве.

Ну, с Зимбабве нас все сравнивают.

— Да, сравнивают, да. Если в цивилизованном обществе, условно говоря, в английской Премьер-лиге, там все-таки оценивают футболиста по профессиональным качествам и лишнюю копеечку там Абрамович не даст, например, на покупку какого-то бездарного игрока, или может быть… Нет, бывают ошибки здесь, как бы ничего такого страшного, но если это пять процентов, то это нормально, я считаю, допустимая норма, а когда 95, то это понятно, что просто прокачивают деньги через футбольный клуб и потом делят на откаты и прочее и прочее. Вот, к сожалению, команда «Крылья Советов» — наглядный образец. Да таких можно назвать несколько провинциальных команд, которые в последнее время превратились в как раз в место таких пресловутых откатов, когда просто грабят команду. И поэтому, вот сейчас мы говорим: «Ах, как здорово, что у нас власти губернии обратились к проблемам «Крыльев Советов». Вот они их сохранили». Да нет! Сохранили как раз общественность, болельщики и журналисты, которые вой подняли, в прессе и когда уже вынуждены были в Москве уже, наверное, какие-то большие начальники, можно представить…

Да, и тот же Путин сказал, что помогите.

— Да, помогите, да, создали пул и так далее. А, извините, до сих пор неизвестно, а куда же, ребята, кто же ответственен за то, что 85 миллионов долларов, три годовых бюджета футбольного клуба «Крылья Советов», исчезли? Кто в этом виноват? «Ростехнологии»? Ну, давайте найдем этого мошенника. В свое время всю эту систему придумал некий господин Герман Ткаченко, который сейчас возглавляет одну из менеджерских контор в Москве, преуспевающе. Первоначальный капитал он сделал на откатах «Крыльев Советов» и поэтому дальше продолжили эту уже, как бы люди другие уже поняли систему. Но, если вы хотите строить большую команду и большой футбол в Самаре, давайте мы от этого вот, такого наносного освободимся.

Делайте это в другом месте, да?


— Да, я думаю, что сейчас я смотрю на этот процесс со стороны. Сейчас у руля, пришли новые руководители клуба, которые, ну, уж по крайней мере, пока я вижу, не стараются набить свои карманы деньгами, сворованными, скажем так, у клуба. Я надеюсь, что хоть какой-то порядок будет наведен, потому что и штаты колоссально, конечно, раздуты и много случайных людей, не футбольных людей. В общем, работы непочатый край. Но сначала, изначально, надо все-таки найти тех жуликов и те деньги, которые почему-то отображены на документации, а эта документация…

А там же был потоп, ты помнишь эту историю?

— Да, эта история, эта история…

Там канализация прорвалась.

— Там прокуратура когда занялась этим делом, областная, поступила бумага: а мы не можем предоставить вам документацию, потому что случился прорыв канализации…

И все утонуло.

-… и все утонуло.

Ах нет? Ну, как в анекдоте – ах, ну, нет, на нет и суда нет.

— Ну, да. Ну, ребята, как мы можем говорить вообще с высоких трибун о какой-то морали, когда мы аморально ведем себя по отношению к футболу, как же так?

И вот у нас, Александр Васильевич, я хочу сказать, что каждый раз у нас одно и то же: приходит руководитель клуба, меняется тренер, набирается сто человек футболистов, начинаются откаты их агентам, зарабатывают и вот два-три года – в долги клуб влезает и опять меняется и опять приехали новые люди… Я уже, занимаюсь историей, футбольной историей «Крыльев Советов», сорок лет и сорок лет одно и то же.

Вот с 73-го года, как я пришел в спортивную журналистику, в 72 даже, ровно сорок лет, я только и занимаюсь тем, что я пишу кто сколько ворует в «Крыльях Советов».

Вот в 86 году, ну, в 1986 году, когда началась перестройка горбачевская, тогда нас вынуждали, тогда ловили, по баням вытаскивали чиновников, которые там в рабочее время и прочее. Нам просто установка была – надо что-то как-то ужесточить контроль и прочее и прочее. Ну, и вот, я ужесточил контроль, мне сказали, напиши разоблачительную статью про «Крылья Советов».

Там раньше писали про как подснежники работали футболисты, были оформленные на ставках подснежников на авиационном заводе, металлургическом, а это как разворовывают. Вот у меня был факт, допустим, семьдесят стиральных машин пришло на клуб, ни одной до футболистов не дошло, 35 телевизоров, цветной «Каскад» там еще собирали на заводе «Экран», тоже не дошло.

Я написал. После этого у меня закрыли корпункт. Закрыли корпункт, представляете? И только вмешательство тогда члена Политбюро Егора Кузьмича Лигачева, в общем-то меня спасло. Когда он сказал: «Нет, перестройка, будем перестраиваться». Ну, и что из этого? Но это были цветочки, я вот сейчас думаю, против-то восьмидесяти пяти миллионов долларов, какой объем сейчас хищений через футбольный клуб, ну, это просто, просто… За голову берешься! Ничего себе!

Сейчас тоже такое внутреннее ощущение у людей, что мы накануне перестройки, потому что точка кипения приближается и наверняка какие-то перемены должны произойти, потому что так дальше продолжаться не может.

— А вы знаете, вот есть такая, я заметил такую особенность — губернатор пришел сажать деревья вместе с ветеранами «Крылья Советов», так раньше тебя не подпускали к охраннику еще на десять метров, ближние охранники к охраннику не подпускали, а уж до тела там тем более. А сейчас я шмыгал со своим фотоаппаратиком, снимал…

И никому дела нет.

— … и никому дела нет, вы представляете? Чуть ли не в карман губернатору залез, а что у тебя там лежит? Понимаете? Ну, смешно это было, но это так. Потом я говорю, как так? А мне говорят: «Выборы, выборы».

Ну, значит время меняется. Время меняется и , дай Бог, чтобы перемены эти пришли и я все-таки хочу закончить наш разговор как бы коротким таким вашим резюме. Во время нашей молодости, мы ведь в одно время практически работали и начинали, на телевидении много лет работали вместе, было такое понятие физкультура и спорт. И вот сейчас вообще в жизни есть такое понятие? Есть вообще физкультура, или есть только профессиональный спорт и есть чиновники, которые пытаются на нем кормиться? А вообще народу-то как спортом заниматься, просто так, не для рекордов?

— Вы знаете, я считаю, что вот детский спорт, там нужно детей, конечно, заставлять, потому что, ну, что ребенок там в пять, шесть, семь, даже десять лет, он сам не знает к чему он способен и мы меняли, если вы помните, по десять спортивных секций, пока не останавливались на каком-то одном увлечении, которое действительно заинтересовывало, ну и потом… А уж мы всегда с гордостью говорили: «Ой, мы и в волейбол в школе играли, мы и в баскетбол играли и в хоккей и в футбол», и так далее. То есть, мы проходили все ступеньки. Вот я считаю, что детский спорт, конечно, надо развивать. А вот что касается уже старшего поколения, допустим уже, условно говоря, после двадцати, или после тридцати, здесь уже каждый должен выбирать согласно своему кошельку, к сожалению, потому что у нас спортивных сооружений практически не осталось для массового спорта, стадионов нет и людям просто негде заниматься. Вот сейчас можно зайти свободно, свободно, условно говоря, побегать только на стадион «Буревестник», потому что там снесли…

Который раздолбали уже.

— …раздолбали, снесли всю оградку. Я вот недавно проезжал – снесли всю оградку, киоски поставили, никому не нужные абсолютно и вот там дыры эти и вот можно еще по полянке, она там еще осталась, еще немножко побегать. Ну, а где еще? На стадион « Волга» я, честно говоря, сколько вот ни приходил, я не видел, чтобы кто-то там бегал просто для здоровья, какие-нибудь тетеньки там с животами.

Ну, американский футбол, соревнования там проходили.

— Соревнования – это соревнованиями, а организованные группы, детские там проходят. Это здорово, это нормально. Но я не видел, чтобы каждый, например… Или, например, очень редко вижу, чтобы в Загородном парке, чтобы кто-то там бегал. Ну, во-первых, там бегать нельзя, потому что с собаками гуляют и довольно это просто небезопасно.

Ну, да.

— Сейчас очень многие выезжают за город, особенно зимой. Это очень здорово! На лыжную базу «Чайка», ходят по лесу просто, на лыжах, дышат и так далее, это очень здорово.

Есть трамплин у нас классный.

— Поэтому, надо разграничивать массовый спорт и физкультуру, т.е. для детей это надо действительно организовывать и вкладывать и строить, конечно, спортивные сооружения. Тогда мы вот и среднюю часть населения поднимем. Надеюсь, надеюсь, что… У нас планов как всегда громадье, у нас одни обещания, что здесь Дворец спорта построят, здесь каток построят. Вы знаете, а недавно с большим ужасом узнал, что ничего не построили, а хоккейный каток «Забава», который был возле Центрального автовокзала, исчез. И я, честно говоря, следов даже не знаю куда он делся. Для меня это просто шок. Почему?

Это возле «Мегафона» там?

— «Забава», да, возле «Мегафона», возле вышки «Мегафона», да, надувной, он исчез.

— Сдулся, да?

— Сдулся. И как же так? Какие-то люди, предприниматели, создали условия для того, чтобы какие-то самодеятельные хоккеисты, фигуристы там тренировались.

И просто катались.

— Потом по каким-то причинам все это исчезло. Как? Пока мы построим для футбола стадион «Восход», там обещают манеж, там чуть ли не на пятнадцать тысяч болельщиков, там будут зимой играть «Крылья Советов».

Все там будет, да.

— Нам обещали построить Кошелев проект, заложили вместе с Владиславом Третьяком, легендарным, там заложили камень. Ничего этого нет. Единственная стройка, которую я знаю – это на Мехзаводе, которая возводится тренировочный каток для фигуристов. А Дворец спорта скоро рухнет.

Да. И реконструкцию, как бы разговоры были и ту, по-моему, остановили.

— Ну, сейчас глава города Дмитрий Азаров, надо отдать ему должное, он начинает вникать, он создает пул спонсоров и я надеюсь, что, наверное, все-таки с командой «ЦСКА ВВС», нашей хоккейной командой мастеров, на которую ходят, вы знаете, больше всех в России. Команда в классе «зю» играет, условно говоря, а болельщиков столько, что не собирали даже в советские времена.

Я там недалеко живу и как раз вижу, что в выходной день, когда идут игры, там такие толпы вообще людей.

— Представляете, деньги какие можно снимать, мы говорим все – коммерциализация, коммерциализация.

А люди тянутся к спорту.

— Конечно, а куда идти? А куда идти? Тем более, что слава Богу, там пирожками начали торговать, а до этого даже пирожками не торговали, ну, хоть что-то делается. Я думаю, что вот если Азаров все-таки повнимательнее отнесется, а следующий проект есть, проект постройки баскетбольного дворца, дворца игровых видов спорта, за стадионом «Волга», рядом со станцией метро, рядом с техникумом известным, то возможно, может быть мы все-таки как-то сдвинем это с мертвой точки. Но все это, опять хочу сказать, прожекты. Если мы сворачиваем в городе, я честно говоря, не совсем понимаю, почему мы отказываемся строительства дальнейшего метро в городе, а строим прожектерски.

Почему, почему, такие вопросы задаешь. Ты же знаешь про метро, что это всегда было в ведении федерального правительства, всегда деньги были федеральные, потом деньги кончились – отдали области, а область отдала городу, а город говорит, ну, нет у нас денег…

— Ну, правильно.

Это же понятно, нельзя же городским муниципалитетом строить метро.

— А как же мы тогда к 2018 году хотим, хотим…

Ну, ладно. И вот последняя точка, которую надо бы поставить, но вы уже сказали так, что все на ниточке висит, что все может быть. Все может быть? Ну, вот эта инспекционная поездка, которую в июне, по-моему, Мутко и вся его команда будут проверять по городам, в том числе приедут и в Самару.

— Я как спортивный журналист, который зарабатывает деньги как бы себе на кусок хлеба за счет достижений самарских спортсменов, я конечно не хотел бы, чтобы… вернее, я хотел бы, чтобы Чемпионат мира восемнадцатого года состоялся. Но потому, как мы стремимся его завоевать, откровенно говоря, вот это вот, приблизить этот чемпионат, я не вижу каких-то особых потуг.

Так уже должно быть что-то сделано.

— Ну, нам говорят как бы, что это будет.

А-а-а, а когда будет? Уже почти год прошел.

— А 21 июня, уже через месяц, приедет комиссия ФИФА и уже должна в принципе определиться с городом. И я боюсь, что нам нечего показывать. Мы будем показывать бумаги, что вот, извините, мы речной порт…

Сломаем.

-… сломаем, да и переведем…

Там намоем, дамбу построим.

— …из федеральной собственности? Ну, это же смешно, ребята. Это просто смешно, потому что не решены масса вопросов с собственностью участников, жилья и прочее и прочее. Поэтому… ну, планы строить громадье можно, перед выборами очередными, но если реально посмотреть как мы строили станцию метро «Российская», 15-17 лет, я, например, не уверен, что мы метро можем сделать от станции «Алабинская» до реки Самара, с залетом на эту стрелку, чтобы возить туристов, футболистов, но я в это не верю. Я как бы реалист и мне очень обидно, что везде строится, везде благоухает, дороги и так далее, а у нас только женщины.

Да, это тоже приятно все же. Спасибо вам большое, мы очень рады были видеть вас в нашей редакции, мы будем рады видеть и еще. Мы, конечно, не осветили весь спектр проблем.

— Но все невозможно, невозможно объять необъятное.

Все невозможно, но я очень вам благодарен, потому что сегодня очень много…

— Александр Васильевич, давайте договоримся, что в качестве как бы…

Анонса.

-…да, активного, так сказать, разговора. Вот кто нас сегодня видел, смотрел, слушал, пускай присылают свои предложения, о чем они хотели бы услышать, о каких, может быть, фактах, о каких-то историях…

Понятно.

— … с удовольствием об этом расскажем и может быть даже более подробно, чем сегодня.

Спасибо вам большое и удачи.

— Спасибо.

———————————————————-

(Начало беседы:)

“Я так думаю!” Встреча со спортивным журналистом Сергеем Волковым

Мы возобновляет наш цикл интервью с интересными людьми Самары “Я так думаю!”. Сегодня мы рады в нашей редакции принимать известного самарского спортивного журналиста Сергея Волкова. Столько поводов, столько событий… Первое и главное, о чем хотим попросить вас рассказать – 70-летний юбилей “Крыльев Советов”. Вы были активным участником этого праздника и хотелось бы узнать ваши впечатления.
С.Волков: Во-первых, мне очень приятно прийти в вашу уютную студию и говорить о тех вещах, которые не будут купироваться, вырезаться…
Не будут!

***

По теме

Back to top button