Культура в России

Шпионы, любившие холод

Насыщенный психологический кинодетектив по известному роману Джона Ле Карре. Неисповедимы пути рождения современного кино. Фильм «Шпион, выйди вон!», нашумевший на последнем Венецианском фестивале и считающийся одним из символов ренессанса британского кино, снял шведский режиссер Томас Альфредсон.

«Шпион, выйди вон!» с Гэри Олдменом в главной роли — фильм о роковом одиночестве спецагентов // © Top Film Distribution

А основные деньги на него выделила французская компания Studio Canal. Тем не менее фильм действительно получился очень английским.

Отзывы на фильм после Венецианского фестиваля настраивали на то, что это шпионская комедия, если не стеб. Хотя бы потому, что в нем на втором плане действуют русские, которых в кои-то веки сыграли не сербы, не поляки, не французы и не скандинавы с их жутким русским произношением, а наши — Константин Хабенский и Светлана Ходченкова. Один из критиков и вовсе назвал фильм развесистой клюквой. Еще казалось, что это развесистый — раз уж упомянута клюква — боевик.

Оказалось: фильм реалистический, замедленный, психологически насыщенный. Такой плотный бульон, что, выстави его на морозный подоконник, получишь холодец. Причиной стало и то, что Ле Карре описал в романе-первоисточнике, вышедшем в 1974 году, животрепещущий случай из собственной жизни в британской разведке МИ6 (в фильме она фигурирует в разговорах сотрудников под смешным кодовым обозначением «Цирк»). И то, что подбор британских актеров — просто невероятный. На одном экранном пятачке — Гэри Олдмен (он тут главный), Джон Херт, Колин Ферт, постепенно становящийся известным у нас Марк Стронг, новомодный Бенедикт Камбербетч (новый телевизионный Шерлок Холмс) и менее известный у нас Том Харди, которого в зарубежных анонсах фильма тоже выносят в первые строки.

Слово «холодец» в предыдущем абзаце проскользнуло не случайно. Потому что этот фильм, действие которого происходит в начале 1970-х, как это ни странно, отдает дань уважения холодной войне. Да, противостояние двух систем, «железный занавес». Но для шпионов, если верить фильму, времена были более ясными. Существовал четкий враг. Но существовал и некий кодекс взаимного поведения. Подставляли, убивали, перевербовывали друг друга — но соблюдая некие правила игры. В фильме есть занятный момент, когда сотрудники МИ6 — той самой секретной службы ее величества, агентом которой, но в других картинах, является и Джеймс Бонд — со своими женами и подругами празднуют Рождество. Пиком вечеринки становится эпизод, когда на сцене появляется Санта-Клаус в маске Ленина и все начинают петь гимн Советского Союза. Ведь они в каком-то смысле благодарны противнику — тому, кто дает им работу. Отношение к врагу, можно сказать, родственное; враги, как ни удивительно, понятнее своих-окружающих.

Тут-то пора сказать про сюжет.

Подробнее: Московские новости

*

По теме

Back to top button