Общество

ОДК передал Самарскому университету полноразмерный макет уникального двигателя

Самарское предприятие Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха ОДК-Кузнецов передало Самарскому университету им. Королева макет экспериментального двигателя НК-93. Макет создан на базе мотора, снятого «с крыла» летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. 6-метровый двигатель массой более 3,5 тонн станет учебным пособием для будущих конструкторов – студентов Института двигателей и энергетических установок.

2 февраля полноразмерный макет экспериментального авиадвигателя НК-93 был доставлен с производственной площадки ОДК-Кузнецов в Центр истории авиационных двигателей (ЦИАД) Самарского университета им. Королева. На 10-километровом маршруте от заводской проходной до университетского кампуса трейлер с ценным грузом могли наблюдать сотни самарцев. Погрузка началась в половине десятого утра, а к пятнадцати часам двигатель уже занял отведенное ему место в одном из учебных залов ЦИАД.

«НК-93 – уникальный винтовентиляторный двигатель, во многом опередивший свое время. В нем заложена перспективная схема и ряд оригинальных конструкторских решений. Сейчас многие из этих идей используются в разработках ОДК-Кузнецов. Изучение двигателя будет полезно начинающим конструкторам – заложенный в НК-93 потенциал даст импульс инженерному творчеству и, с учетом новых технологий и материалов, послужит основой для создания принципиально нового изделия», — заявил генеральный конструктор ПАО «ОДК-Кузнецов» Павел Чупин.

Передача уникального двигателя стала еще одним шагом к укреплению давних связей вуза и промышленного предприятия. ОДК-Кузнецов и Самарский университет им. Королёва связывают десятилетия плодотворного сотрудничества. С 1969 по 1978 год кафедру конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов вуза возглавлял генеральный конструктор предприятия академик Н.Д. Кузнецов. Много лет костяк инженерных кадров завода составляют выпускники университета.

Сегодня ОДК-Кузнецов является одним из ключевых индустриальных партнеров Самарского университета им. Королёва в реализации проекта передовой инженерной аэрокосмической школы (ПИАШ) и программы подготовки перспективных кадров для двигателестроительной отрасли – «Крылья Ростеха». Особую роль в подготовке инженеров-двигателистов играет Центр истории авиационных двигателей.

«ЦИАД является одновременно и музеем, и научно-образовательным центром, где студенты изучают историю и закономерности развития аэрокосмического двигателестроения. Наши экспонаты – это натурные макеты авиационных и ракетных двигателей. Понимание различных конструкторских подходов, возможность детально изучить двигатель «в железе» существенно расширяет кругозор будущих инженеров, открывает для них возможность сочетания разных технологий в процессе создания двигателей будущего. Вполне возможно, что переданный сегодня НК-93 вдохновит будущих конструкторов на создание новых перспективных двигателей, благодаря которым наша страна будет не только на мировом уровне, но и вырвется далеко вперед», — отметил директор ЦИАД, профессор Владимир Зрелов.

СПРАВКА

НК-93 – авиационный трехроторный винтовентиляторный двигатель сверхвысокой степени двухконтурности, предназначенный для самолетов большой пассажиро- и грузовместимости. Работы над газогенератором НК-93 начались в ОКБ под руководством генерального конструктора, академика Н.Д. Кузнецова в 1988 г. НК-93 проходил испытания в Летно-исследовательском институте им. М.М. Громова на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ.

Центр истории авиационных двигателей (ЦИАД) Самарского университета им. С.П. Королёва

Создан в 1991 году на базе моторного класса кафедры конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов. Сегодня ЦИАД располагает крупнейшей в мире коллекцией, в которой более ста подлинных образцов авиационных и ракетных двигателей.

Это не музейные экспонаты, а объекты для изучения и учебные пособия для студентов. В ЦИАД проходят занятия, здесь можно наблюдать, как устроены и взаимодействуют различные агрегаты газотурбинного авиадвигателя. Здесь «оживают» и начинают вращаться роторы компрессора, турбины, и можно увидеть то, что в реальности скрыто от взгляда под корпусом.

В коллекции ЦИАД находятся такие исторические и уникальные экземпляры как:
● Первый в мире серийный газотурбинный авиадвигатель Jumo-004, производства Германии времен Второй мировой войны.
● Самый мощный серийный турбовинтовой двигатель в мире – НК-12М для стратегического бомбардировщика Ту-95, противолодочного Ту-142, дальнемагистрального авиалайнера Ту-114, тяжелого транспортного самолета Ан-22.
● Двигатель-великан Д-18Т – он почти 5,5 метра в длину и 2,3 метра в диаметре, весит 4,1 тонны, устанавливается на сверхтяжелые транспортные самолеты Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия».
● Первый в мире авиационный криогенный двигатель, работающий на жидком водороде – НК-88. Он был установлен на экспериментальном самолете Ту-155, впервые поднявшемся в воздух 15 апреля 1988 года.

*

По теме

Back to top button