Как правильно тратить деньги на питание: уроки детям
Как правильно тратить деньги знает не каждый взрослый, что уж говорить о детях. Поэтому важно наблюдать и анализировать поведение ребенка при взаимодействии с деньгами. И при необходимости корректировать. Лучше выделить несколько дней, чтобы понаблюдать за ребенком, например в выходные.
Нужно, чтобы ребенок оказался в ситуации, где нужно будет самостоятельно взаимодействовать с деньгами.
Пример
Лизе только исполнилось 12 лет. Она обыкновенный подросток: ходит в школу, хорошо учится и занимается вокалом. Лиза живет с мамой, которая не особо любит планирование и контроль, поэтому сложно услышать от нее что-то конкретное. И как то раз мама попросила дочку сходить в магазин за продуктами:
— Лиза, сходи, пожалуйста, в магазин, купи что-нибудь на ужин.
— Хорошо, а что?
— Посмотри сама в холодильнике, что там есть, а чего нет, 1000 рублей скину тебе на карту.
У Лизы есть своя дебетовая карта. Еженедельно она получает на нее карманные деньги — 500 рублей. Также мама дает ей деньги на семейные расходы, например на продукты. Когда Лиза пришла в магазин, она не была уверена, что нужно купить на ужин, т.к. инструкций от мамы не было, поэтому она собрала корзину из знакомых продуктов.
Корзина Лизы
- Пельмени 400 руб.
- Хлеб черный 45 руб.
- Хлеб белый 45 руб.
- Сыр 410 руб.
- Конфеты 100 руб.
- Масло сливочное 350 руб.
- Майонез 110 руб.
- Кетчуп 90 руб.
Итого: 1350 руб. Мама выдала на этот поход в магазин всего: 1000 руб.
У Лизы на карте есть ещё и личные деньги. И надо принять решение — купить все, либо убрать лишнее и уложиться в 1000 рублей. Лиза приняла решение убрать сливочное масло, подумав, что оно уже есть дома. Она купила всё остальное и в итоге потратила 1200 рублей. Чуть-чуть не уложилась в мамины деньги и влезла в свои, но в целом осталась довольна. Когда Лиза пришла домой, мама была удивлена: «И что мы приготовим из этого набора продуктов, кроме пельменей, которые мы вчера уже ели?».
Из данной ситуации можно сделать вывод: недостаточное количество информации и нечеткие формулировки приводят к тому, что ребенок может не справиться с выполнением бытовых задач или выполнить их не так.
Чтобы у Лизы не было сложностей в магазине, нужно начать совсем по-другому:
— Лиза, что ты хочешь сегодня на ужин?
— Не знаю, может, плов?
— Отличная идея, давай приготовим плов. Можешь посмотреть, что у нас есть на кухне?
— Есть овощи и рис. Значит, нужны еще мясо и специи.
— Сходишь в магазин? Я перевела тебе 1000 рублей, если их не хватит, добавь своих, а я тебе потом переведу остаток.
— Хорошо, я пошла.
Золотое правило, которому стоит научить ребенка: не знаешь — переспроси и уточни.
Если бы Лиза сразу спросила у мамы что конкретно надо купить или позвонила из магазина и посоветовалась, то не оказалась бы в такой ситуации.
Как правильно тратить деньги в ситуации, которую мы рассмотрели стало понятнее. Лиза справилась: купила продукты на ужин, почти вписалась в выданный мамой бюджет, но мама осталась недовольна — в том числе потому, что сама неточно поставила задачу. А еще так отчасти произошло потому, что Лиза пока не освоил все финансовые навыки. Это нормально для её возраста — у нее еще есть время их освоить. Главное она запомнила, что имея четкую цель при походе в магазин уменьшается вероятность потратить больше, чем запланировано.
На нашем сайте есть тест для родителей, который поможет выявить слабые места в развитии финансовой грамотности ребенка и рекомендации, которые помогут скорректировать финансовые привычки.
*