Культура в РоссииЛюди

«Раскол», объединивший страну

Интервью с автором сценария сериала «Раскол». В сентябре на канале «Культура» был показан сериал Николая Досталя «Раскол», повествующий о религиозно-политическом движении в России XVII века, связанном с деятельностью патриарха Никона.

У Николая Досталя и Михаила Кураева получился не просто исторический фильм, а исследование о природе власти

«Московские новости» побеседовали с Михаилом КУРАЕВЫМ, написавшим в соавторстве с режиссером сценарий к фильму.

— Михаил Николаевич, во-первых, поздравляю! Проделана огромная работа, 20-серийный фильм показан зрителям, смотрела его если не вся страна, то очень многие. Так что, извините за невольный каламбур, но ваш «Раскол» объединил у экранов многих. Сами довольны тем, что получилось? Чем гордитесь, о чем сокрушаетесь?

Спасибо на добром слове, только уверен, что смотрела далеко не «вся страна» и даже «не очень многие». Не будем недооценивать ту многолетнюю работу по развращению и оболваниванию телезрителей, работу, которая взращивает в телезрителе всеядного потребителя развлечений. Втайне я побаивался, что наш фильм уже опоздал, что его зритель остался в прошлом. Нет, кто-то еще уцелел, и то хорошо.

Гордиться рано, сокрушаться поздно. Есть все-таки чувство удовлетворения от того, что удалось сделать историческую картину, отличающуюся от продукции «отдела пропаганды и агитации» нового разлива. Мы не иллюстрировали «заказ», который торчит в сегодняшних исторических «полотнах», то черного кобеля надо отмыть и представить белым и пушистым, то предъявить публике свое «видение» сложной и многогранной исторической фигуры то ли извергом, то ли юродивым.

Доволен ли тем, что получилось? Когда работа только что закончена, видишь прежде всего свои промахи, то, что не получилось, о чем зритель, кстати сказать, может и не догадываться. Потом пытаешься понять, так что же в конце-то концов получилось. Но для этого нужно время, самому посмотреть все целиком не один раз. Услышать критику, подумать, что справедливо, а что нет. Мое отношение к тому, что я пишу, и к тому, что снимается по моим сценариям, выстраивается не на следующий день после публикации или просмотра. Это особого рода отношения. Это как с ребенком, родив его, ты испытываешь понятные отцовские чувства, но кто он, ты еще не знаешь. А если предполагал, что родится мальчик, а родилась девочка, то и с этим надо сжиться.

Это не первая ваша работа с режиссером Николаем Досталем. Два года назад его экранизация вашей повести «Петя по дороге в царствие небесное» получила фестивальную награду. И вот исторический фильм, да еще XVII век, да еще столь горячая точка нашей истории. Откуда и кому первому пришла эта идея?

— Для кинокомпании «Аврора» я писал сценарий многосерийного исторического фильма «Господа присяжные», о событиях царствования Александра II. Сразу после этой работы, в 2007 году, мне предложили подумать о многосерийном сценарии «Раскол». Время в высшей степени интересное. Царство Алексея Михайловича и Федора Алексеевича вообще «кинематографическая целина». Мне давно уже казалось, что это время совершенно несправедливо теряется в тени раздутой до культа фигуры Петра Первого. Как родилась эта идея в недрах кинокомпании «Аврора», я не знаю, но твердо знаю, с каким увлечением, настойчивостью, верой в необходимость этой работы к «Расколу» относился глава кинокомпании Владимир Николаевич Досталь. И если эта работа состоялась, а на ее пути лежали, казалось, неодолимые сложности, так в первую очередь это заслуга генерального продюсера Владимира Досталя. Замечу здесь же, что для меня как сценариста были созданы максимально благоприятные условия работы, по сути, предоставлен карт-бланш. К сценарной работе подключился и режиссер, Николай Досталь, что позволило уже литературный сценарий сразу приближать к производству.

Подробнее: «Московские новости»

***
Метки

По теме

Back to top button