Общество

В Самаре начались испытания ракеты «Союз 2-1В»

На ней установят двигатель, который разработал легендарный конструктор Николай Кузнецов для полётов на Луну, еще 40 лет назад. Модернизированный двигатель даст старт новейшей российской ракете лёгкого класса.

Современные космические аппараты становятся все технологичнее и меньше, и запускать такие спутники тяжелыми ракетами не выгодно. Вот тут и пригодится легкий «Союз». Первый старт и начало летных испытаний – уже в будущем году.

Платформа – имитация железнодорожного вагона, на ней ценный груз — ракета. Идет проверка топливного бака ракеты «Союз 2-1В» на прочность. Борис Баранов, заместитель начальника исследовательско-испытательного комплекса «ЦСКБ-Прогресс» рассказывает: «Он должен выдержать все, все нагрузки. Датчики должны показывать, что внутри не произошло какой-то аварийной ситуации. Поломка – это недопустимо. Если он все это выдержит: не будет вмятин и трещин, поломок. Значит испытания прошли успешно».

Ракету трясут, не переставая 100 часов. Уровень нагрузки постоянно растет. В таких испытаниях создают все, что может произойти в пути от Самары до места пуска – космодрома. Испытатели говорят: здесь можно воссоздать все, кроме столкновения.

— Испытания закончены.

Так рождается новая ракета. Двухступенчатый легкий носитель «Союз 2 1В» на финишной прямой. Это собранная первая ступень, та самая, которая отвечает за отрыв ракеты от земли.

Двигатель с легендарной историей. В 1968 году в связке из 34 штук он давал невообразимую мощь лунной ракете Н-1. «Царь-ракета», которая должна была лететь на Луну. Уже тогда реактивная тяга двигателя составляла 154 тонны.

Равиль Ахметов, первый заместитель генерального директора – генеральный конструктор «ЦСКБ-Прогресс» поясняет: «Ракета не пошла, двигатель остался, и сейчас мы используем его для новых разработок. Он прекрасно работает на всех испытаниях».

Интерес к этому двигателю и в те годы был огромен. Часть НК-33 купили американцы, испытали и даже лицензировали. Уже были произведены несколько запусков носителей с этим двигателем по американской космической программе. Спустя десятилетия в стенах российского ЦСКБ «Прогресс» рождается новая ракета с хорошо отработанным сердцем.

Александр Кирилин, генеральный директор «ЦСКБ-Прогресс» отмечает: «По прошествии времени двигатель отработал без замечаний. Мы решили наши заделы, нашу интеллектуальную собственность реализовать в «Союз 2–1В». Это не значит, что мы реализуем устаревшие модели, устаревшие конструкции, а по-хозяйски используем наработку предыдущих поколений в новых конструкциях».

Конструкторы утверждают, что «Союз» должен быть во всех модификациях, тем более в легкой. Современные космические аппараты все технологичнее и меньше, и запускать такие спутники тяжелыми ракетами не выгодно.

Сергей Тюлевин, первый заместитель генерального директора – главный инженер «ЦСКБ-Прогресс»: «Это проект, где фактически отсутствуют боковые блоки. Ракета представляет из себя центральный блок, но увеличенный в размерах. Все это позволяет реализовать возможность выведения аппаратов легкого класса на орбиты. Уникальность легкого «Союза» в том, что мы его удачно вписали в существующие стартовые сооружения».

Легкий «Союз» будет доставлять в космос спутники весом до трех тонн. Первый старт и начало летных испытаний – уже в начале будущего года.

Здесь все работает на механической тяге. Как смеются мастера, космическая техника подвластна лишь человеческим рукам. Доставить разгонный блок – двигательную установку «Волга» до места стыковки с переходным отсеком автоматике не доверяют. Зазоры не те, да и не сможет компьютер остановиться в нужный момент.


Телерадиостудия Роскосмоса

*
Метки

По теме

Back to top button