Здравствуй, самарский народЛюди (архивная рубрика)

Падение Бастилии. Марсельезу Франция поёт и сегодня

Как мы живём сейчас, знает каждый. Могли бы жить лучше? Кто знает. Но свободными могли быть. Если бы заявили о себе во весь голос. Это французы в июле 1789 года не хотели быть быдлом и пошли на штурм Бастилии. Коль так, то поддержим хоть французов, подпоём им в Марсельезе, и будем ждать лучших времён для себя…

Cherchez la "Marseillaise" (Шерше ля «Марсельеза»)

Для россиян середина июля — это макушка лета. В эти дни обыватель чурался политики, ему бы от солнца уберечься, да какую-нибудь кишечную инфекцию в связи с переходом питания на «травостой» не подхватить. Хотя в июле бывало, что росссиянин брался за оружие. 3-го в 1917-м, чем порешил в неопределившейся стране двоевластие. А 6-го в 1918-м противостоял путчу левых эсеров, которые не желали маршировать одним с большевиками строем, но и взамен их власти ничего путного не предлагали.

Ещё июль в России памятен 17-м числом, когда по главной улице советской столицы прошла пятидесятитысячная колонна пленных гитлеровского Вермахта — солдаты, офицеры и генералы. Когда фюреру доложили об этом марше, он едва не упал в обморок. «Их провели по Москве как баранов на бойню» — таким был его комментарий.

А вообще же в Европе всегда середину июля связывали с 14-м числом, днём, когда восставшие парижане штурмом взяли Бастилию — оплот изуверства, неуёмного монархизмаи реакции. Огромную, в десятки, по нынешним меркам, этажей крепость повстанцы, распевая Марсельезу, разобрали по камушку. И этот день французы чтут своим праздником, и всю революцию считают Великой. Не то, что мы, в августе 1991 года предавшие её и сменившие собственную политическую ориентацию. Сегодня же многие из нас из-за этого кусают локоток.

Тщетно, товарищи, граждане, господа, поезд ушёл. И на нём, похоже, уехали в неизвестном направлении многие наши грёзы, мечты и желания…

Как мы живём сейчас, знает каждый. Могли бы жить лучше? Кто знает. Но свободными могли быть. Если бы заявили о себе во весь голос. А так — всё решили без нас, но и про нас — без нас. Это французы в июле 1789 года не хотели быть быдлом и пошли на штурм Бастилии, нам революции обрыдли, а на что-то иное, приносящее эффект, мы, что не способны? Коль так, то поддержим хоть французов, подпоём им в Марсельезе, и будем ждать лучших времён.

Хотя… Никто не даст нам избавленья — / Ни царь, ни бог, и ни герой./ Добьёмся мы освобожденья / Своею собственной рукой/…

Освобожденья. От чего? От зависимости. От кого. От государства — в первую очередь. Если человек будет знать, что у него есть его земля и полная свобода обращаться с ней, как ему заблагорассудится, значит, он уже может жить спокойно. И острые вилы ему понадобятся только в своём хозяйстве…

Вот такие не совсем «сладкие» мысли пришли мне в радостный для свободной Франции день. Извините…

Виктор САДОВСКИЙ

Ранее у нас по этой теме:

Проект Самара today “Я так думаю!” – День взятия Бастилии
18:45 14.07.2011

Сегодня мы вновь на набережной. И сегодня у нас День взятия Бастилии. У нас, к сожалению” нечего брать, а в Париже в 1789 году произошло это знаменательное событие, о котором мы сегодня будем говорить с Олегом Фроловым, главным редактором газеты “Франсите” (“Fran Cité”), издающейся на французском языке, и ее web-редактором Сергеем Бондаревым.

***

По теме

Back to top button