История Самары: 3 января. Гордума выбрала депутацию для лоббирования идеи строительства железной дороги из Уфы на Самару (1881), в Струковском саду решили устроить каток (1913), Ледовый мост возле Сызрани: прямо по льду восстановили движение по взорванному Александровскому мосту (1919)

3 Января 1881г. Самарская городская дума избирает депутацию для ходатайства о соединении Сибирской железной дороги с общей сетью железных дорог империи, выступили с ходатайством о соединении Сибирской железной дороги через устройство соединительной линии из Уфы на Самару».
Каток в Струковском саду (1913), 3 января 1919 года близ взорванного белогвардейцами Сызранского моста через Волгу было возобновлено железнодорожное сообщение, вагоны пошли по пути, проложенному прямо по льду.

3 Января 1881г. Самарская городская дума избирает депутацию для ходатайства о соединении Сибирской железной дороги с общей сетью железных дорог империи. Самарская городская дума избирает депутацию в составе П.С.Субботина, И.Л.Санина и П.В.Алабина «для личного и совместного с депутацией от Самарского и Уфимского земства ходатайства перед правительством о соединении Сибирской железной дороги с общей сетью железных дорог империи через устройство соединительной линии из Уфы на Самару».

3 Января 1913г. газета «Волжское слово» писала:
Каток в Струковском саду
Садовая комиссия рассмотрела ходатайство яхт-клуба и Реального училища об уступке Струковского сада под устройство катка и площадки для лыжного спорта. Постановлено уступить сад лишь для катка, но не для катанья на лыжах. Каток имеют право бесплатно посещать ученики не только Реального училища, но и всех городских приходских школ. В саду будут расчищены и аллеи для гуляния публики.

———-

Ледовый мост

3 января 1919 года близ взорванного белогвардейцами Сызранского моста через Волгу было возобновлено железнодорожное сообщение на Сибирской магистрали, прерванное почти на год. Вагоны пошли по железнодорожному пути проложенному прямо по льду.

В тяжелое для страны время голода и разрухи эта уникальная переправа помогла доставить в центральные районы страны тысяч тонн важных грузов.

Почти 40 лет после своего открытия Александровский мост верой и правдой служил российским железнодорожникам, обходясь без реконструкций и без капитального ремонта.

Самым трагичным в его жизни стал 1918 год. Как известно, в конце мая 1918 года в Поволжье начался мятеж 50-тысячного чехословацкого корпуса, выступившего против советской власти после того, как в Пензе его попытались разоружить красноармейцы. Чехи почти без боя взяли Сызрань. Возникла непосредственная угроза взятия мятежниками и Самары. Из нее по железной дороге к Александровскому мосту были направлены рабочие отряды. Но они были слабо вооружены и не попытались хотя бы разобрать рельсовые пути возле моста.

Днем 31 мая чешский бронепоезд со стороны Сызрани вошел на мост и шквальным пулеметным огнем подавил сопротивление малочисленного отряда красноармейцев. В итоге 8 июня 1918 чехи захватили Самару, и на четыре месяца в городе установилась власть Комитета членов Учредительного собрания (Комуча).

К концу сентября 1918 года Комуч был почти подавлен. Интервенты стали отходить из Среднего Поволжья на восток. Красные войска подошли к Сызрани 28 сентября и, несмотря на ожесточенное сопротивление, сумели быстро уничтожить все главные узлы чешской обороны. Чехословацкое командование понимало, что если красные возьмут Александровский мост, то удержать Самару чехи не смогут. Поэтому мост заранее стали готовить к взрыву. Ночью 4 октября на левый берег переправился последний чешский солдат, и минеры подорвали два пролета моста.

Впрочем, от разгрома чехословацкий корпус это не спасло. 7 октября 1918 года Самара вновь была взята красными войсками. После этого железнодорожную переправу через Волгу стали восстановливать по временной схеме.

О стратегической важности сызранского моста говорит тот факт, что его восстановлением руководил нарком путей сообщения РСФСР П.А.Кобозев.

За ходом строительства пристально следил В.И.Ленин. Работа шла круглосуточно, ночью — при свете костров. Чтобы не терять время на решение бытовых проблем, на берегу реки еще осенью были построены пекарня и баня. Зимой людей кормили прямо на льду. Тысячи рабочих не только ремонтировали мост, но и строили под руководством наркома временную железнодорожную ветку через Волгу.

Делалось это так. На лед укладывался хворост и его заливали водой из прорубей. Затем на эту ледяную насыпь намораживались штабеля из шпал. К ним крепились рельсы легкого типа, а с обоих берегов из бревен сооружался плавный спуск для локомотивов.

Первая железнодорожная ветка заработала 3 января. По ней вагоны водили конной тягой. Через полмесяца на южной стороне моста была открыта вторая, более надежная колея. По ней ходили небольшие поезда, ведомые маневровым паровозом. Первый пробный поезд с тяжело нагруженными платформами провели по льду два коммуниста: сызранский машинист И.Л.Свирский и нарком П.А.Кобозев. Когда состав достиг противоположного берега реки, раздалось громкое «Ура!»

Областная газета «Волжская коммуна» писала в те дни: «За две недели февраля 1919 года (с 1-го по 14-е) через Волгу перекачено 546 вагонов с хлебом для Центра и 848 вагонов другого груза».

Всего же по ледовой переправе было перевезено более 20 тысяч вагонов с оружием для Красной Армии, с сибирским хлебом и лесом, со среднеазиатским хлопком и другими грузами. Уникальный ледовый переход на Волге действовал до весны. В апреле 1919 года были завершены работы по восстановлению взорванных пролетов, а в мае по мосту началось регулярное движение поездов. Он служит Куйбышевской железной дороге и поныне.

———-

Дополнительно по этой теме:

Долгое время Александровский мост оставался единственным звеном, через которое соединялись центральные районы России с Заволжьем, Уралом и Сибирью. Сызранский мост стал не только самым длинным в Европе, но и самым совершенным по выполнению и расчету.

Со времен постройки мост не раз подвергался реконструкции и восстановлению, но заменялись только пролетные строения. В частности, в 1918 г. отступающими белогвардейцами были взорваны второй и третий пролеты. Во время Великой Отечественной войны Александровский мост как крупнейший стратегический объект защищали несколько зенитных батарей и целая эскадрилья истребителей-перехватчиков. Но основные инженерные решения мастеров XIX столетия сохранены до сих пор.

В 1949 году было принято решение о создании двухпутной конструкции моста, чтобы обеспечить непрерывное движение поездов в обе стороны и увеличить количество перевозимых грузов. В 1957 году было завершено строительство второго пути на мосту.

———

Александровский мост

Открытие Оренбургской железной дороги было величайшим событием в истории России, поскольку появился удобный путь для перевозки российских товаров на азиатские рынки, а также для вывоза сырья из Азии. Моста через Волгу тогда не было. Пассажиров и грузы переправляли летом на пароходах, а зимой в экипажах Общества Оренбургской железной дороги по установленным на утолщенном льду рельсам на шпалах или в санях. Мост через Волгу был крайне необходим. Местом его строительства выбрали участок в 10 км восточнее Батраков (ныне г. Октябрьск, Самарская обл.)

В течение первых 20 лет эксплуатации мост был самым большим в Европе и вторым по протяженности в мире. В честь российского императора Александра II мост тогда же был наречен Александровским. Однако в советское время, как известно, это название у моста отобрали, и ныне во всех официальных документах он именуется Сызранским.

————

Другие события, произошедшие в этот день в разные годы истории Самары:

3 Января 1881г. Самарская городская дума избирает депутацию для ходатайства о соединении Сибирской железной дороги с общей сетью железных дорог империи. Самарская городская дума избирает депутацию в составе П.С.Субботина, И.Л.Санина и П.В.Алабина «для личного и совместного с депутацией от Самарского и Уфимского земства ходатайства перед правительством о соединении Сибирской железной дороги с общей сетью железных дорог империи через устройство соединительной линии из Уфы на Самару».

3 Января 1913г.Каток в Струковском саду

Садовая комиссия рассмотрела ходатайство яхт-клуба и Реального училища об уступке Струковского сада под устройство катка и площадки для лыжного спорта. Постановлено уступить сад лишь для катка, но не для катанья на лыжах. Каток имеют право бесплатно посещать ученики не только Реального училища, но и всех городских приходских школ. В саду будут расчищены и аллеи для гуляния публики.
«Волжское Слово», №2.

3 Января 1913г.

Елка для детей беднейших жителей Самары

В Пушкинском Народном доме 31 декабря состоялся детский праздник-елка, устроенная для детей самарского «дна». Необходимые средства частью (300 руб.) пожертвованы городским самоуправлением, частью собраны от пожертвований различных лиц (Чернов, Сапожников и др.). Началось празднество спектаклем. Разыграно две пьесы: «Первый заработок» и «Мороз». В антракте всем (до 1200 человек) предложены бутерброды с чаем, которым голодные детишки не замедлили оказать должное внимание. После спектакля продемонстрированы несколько синематографических картин научного, а также комического содержания. Затем каждый из ребят получил по билету для участия в беспроигрышной лотерее. Разыгрывались, главным образом, предметы повседневного употребления – сапоги, платья и пр. Закончился праздник танцами и плясками под музыку духового оркестра. «Волжское Слово», №2.

3 Января 1913г. в центре города открывается первоклассная Новая Центральная Гостиница на углу Льва Толстого и Троицкой, д. 57. Ежедневно будут играть во время обедов и вечером Дамы-Трубачи под управлением м-ль Александрин. Ежедневно с 9 час. вечера будет петь русско-малорусский концертный хор певцов под управлением хормейстера Л.И. Титова. Разнохарактерные дивертисменты первоклассных русских и заграничных артистов. 20 номеров шикарно обставлено. Семь кабинетов с пианино. Биллиарды. Буфет снабжен русскими и заграничными винами. Кухня под управлением московского повара П.И. Родина. Цены на все доступные. Электрическое освещение. Гостиница под личным управлением – с почт. Т.Н. Ушаков.
«Волжское Слово», №2.

————-

Дополнительно о событиях этого дня из других источников:

—————

Архивы Самарской области
3 января в истории области:

1851 год. Самарская уездная почтовая контора преобразована в губернскую почтовую контору 2-го класса. Находилась она на углу улиц Успенской и Николаевской (ныне Комсомольской и Чапаевской).

1875 год. Самарский губернатор Ф.Д.Климов освобожден от должности и направлен на работу в Министерство государственных имуществ. Исполняющим обязанности губернатора назначен вице-губернатор П.А.Бильбасов.

1940 год. Открылась первая сессия Куйбышевского городского Совета депутатов трудящихся 1-го созыва. Сессия избрала состав исполкома горсовета. Председателем избран депутат М. Ф. Бабин.

1943 год. Шенталинским районным отделом милиции вскрыта и ликвидирована организованная группа лиц, занимавшаяся хищением хлеба в колхозе «Красная Поляна». Похищенные 370 кг хлеба возвращены колхозу.

1945 год. Бюро Куйбышевского обкома ВКП(б) обязало директора 4 ГПЗ Юсима оказать помощь заводу №42 в изготовлении шарикоподшипников для станков-автоматов АКМЭ, «Нью-Бритен» и «Кономатик» в связи с увеличением производства 120-мм гаубиц для Наркомата обороны СССР, закончив выполнение заказов до 1 марта 1945 года.

По документам центрального архива области, архива социально-политической истории, справочной литературе.
*
Back to top button