ВажноКультура в России

Дело Владимира живет и побеждает. О крестителе Руси и исторических параллелях

«Был он такой же женолюбец, как и Соломон, ибо говорят, что у Соломона было 700 жен и 300 наложниц. Мудр тот был, а в конце концов погиб. Этот же был невежда, а под конец обрел себе вечное спасение. Велик Господь, и велика крепость его, и разуму его нет конца!» Так писал о князе Владимире летописец Нестор в «Повести временных лет». Как же случилось, что князь Владимир Святославич, «сын греха» и сам великий грешник, стал равноапостольным святым, крестителем Руси?

13-1-1

Рожденный от князя Святослава Игоревича и его наложницы, ключницы Малуши, на христианском Западе он звался бы бастардом и не имел права на престол. Но в языческие времена побочный сын вполне мог стать монархом, надо было только проявить характер.

Горделивая полоцкая княжна Рогнеда презрительно называла посватавшегося к ней незаконнорожденного жениха «робичичем» – «сыном рабыни». Владимир, бывший тогда князем новгородским, взял Полоцк штурмом и изнасиловал не в меру гордую Рогнеду на глазах ее родителей, после чего убил отца строптивой княжны. Потом все же на ней женился. Поруганная девица стала не первой и не последней женой Владимира. Кроме шести жен он имел сотни наложниц. Дело, конечно, не в какой-то особой «развратности» князя: просто он, будучи владыкой своей земли, как бы сочетался с ней браком. И «женился» на областях, деревнях и весях – в лице местных жительниц.

Рогнеда отказывала новгородскому жениху еще и потому, что хотела выйти за более престижного киевского великого князя Ярополка, старшего сына Святослава, единокровного брата Владимира. Брат пошел на брата, и младший вызвал старшего на переговоры, во время которых Ярополк был вероломно убит. Его беременную жену Владимир сделал своей наложницей. После своего крещения Владимир Святославич, уже великий князь киевский, сочетался браком с царевной Анной, которую ему представили как сестру византийского императора Василия II Болгаробойцы, и отпустил прежних супруг. Много детей родилось у разных жен от Владимира, но любимцами пожилого отца стали его сыновья от «болгарыни» – Борис и Глеб. Оба пошли в мать: красивые, утонченные, воспитанные в христианской вере. Однако, не унаследовав языческой жестокости отца, они покорно дали себя зарезать наемникам Святополка Окаянного. У молодого Владимира энергии было с избытком, у его поздних детей – явный недостаток. Не потому ли князь стал с возрастом миролюбив, что ослабел?

Подробнее: Независимая газета

*

По теме

Back to top button