Правда о начале войны пробивается сквозь гриф «Секретно»
К 70-летию начала Великой Отечественной войны телекомпания НТВ подготовила масштабный кинопроект. Совместная российско-германская докудрама Алексея Пивоварова «22 июня. Роковые решения» вышла в эфир в воскресенье. Авторы исследуют противоречивые действия советского руководства и исторические загадки, связанные с подготовкой к войне. Многие экономические трактовки при этом подвергнуты сомнению. В фильме спорят известные историки: уроженец Куйбышева (Самары) Марк Солонин и Михаил Мельтюхов.
Марк Солонин родился в 1958 г. в городе Куйбышев (ныне Самара). Как и абсолютное большинство его сверстников, он вырос в семье, для которой Великая Отечественная война была не историей из книжки, а личной трагедией: отец — ветеран войны, младший брат и муж сестры отца погибли на фронте; про потерю же всего имущества при эвакуации с Украины в Куйбышев никто даже и не вспоминал — настолько это было естественно и обычно для того времени. Отец работал технологом на подшипниковом заводе, мама преподавала немецкий язык в ВУЗе. Вполне типовая «семья трудовой интеллигенции».
«Золотая медаль», с которой он закончил среднюю школу, позволяла претендовать на поступление практически в любой ВУЗ, но у выпускника уже не было иллюзий о том, что профессиональную деятельность в рамках советской «исторической науки» можно совместить с честным и непредвзятым изучением истории. Выбирая между историей и авиацией, Марк выбрал последнюю. Впрочем, пять лет учебы в Куйбышевском авиационном институте и последующие 6 лет работы конструктором в закрытом ОКБ не пропали даром, так как позволили приобрести бесценный опыт поиска, осмысления и систематизации информации.
Интерес к истории Второй Мировой войны, сформировавшийся еще в школьные годы, тем не менее остался.
В мае 1988 г. Солонин организует в Самаре первый общественно-политический клуб «Перспектива». Летом этого года Самару потрясли два грандиозных митинга — самые многочисленные в провинциальных городах России за все годы горбачевской «перестройки». Рукописная тетрадь начинает превращаться в серию статей о пакте Молотова-Риббентропа в областной молодежной газете «Волжский Комсомолец». При историческом факультете Самарского госуниверситета создается дискуссионный клуб, на заседаниях которого обсуждаются невозможные ранее темы.
Ныне совокупный тираж книг Солонина в России перевалил отметку в четверть миллиона экземпляров, они постоянно находятся в списках лидеров продаж столичных книжных магазинов.
НТВ рассказывает, каким мог быть 1941 год
Алексей Пивоваров: «Наверное, те, кто считает, что единственно правильная версия истории — это та, что была изложена в советских учебниках, будут этим фильмом недовольны. Но мы и не обещали никому, что мы будем советскую версию событий излагать, потому что советская версия событий лжива насквозь».
Большинство документов, которые могли бы поставить точку в спорах, по-прежнему под грифом «Секретно». И поле для домыслов, исторических и политических дискуссий остается. В фильме тоже спорят известные историки Марк Солонин и Михаил Мельтюхов.
22 июня 2011 года исполнится ровно 70 лет с начала главной трагедии российской истории — Великой Отечественной войны. Войны, унесшей десятки миллионов жизней, определившей судьбы мира и оставившей множество вопросов, на которые по сей день нет ответа.
Почему летом 1941 года СССР оказался совершенно не готов к войне, которая шла у его границ с осени 39-го? Неужели безжалостный прагматик Сталин верил Гитлеру больше, чем собственной разведке? Правда ли, что наша агентура сообщила точную дату нападения за несколько месяцев до него? Или все это — не более чем мифы, созданные партийными историками, чтобы скрыть правду?
Ради ответов на эти вопросы съемочной группе Алексея Пивоварова пришлось не раз пересечь бывшую границу между СССР и Третьим рейхом, возникшую после раздела Европы по пакту Молотова — Риббентропа. В России, Польше, Чехии, Германии, Великобритании, Финляндии — везде были найдены уцелевшие свидетели той трагической эпохи. А их воспоминания дополнены скрупулезной научной работой, которую специально для этого фильма провели в архивах историки Михаил Мельтюхов и Марк Солонин. К сожалению, и спустя 70 лет многие документы остаются недоступными для исследователей благодаря грифу секретности. Что же такого в этих документах? Чьи роковые решения привели к тому, что война, которую ждали все, началась совершенно внезапно, а многократно превосходящая противника Красная Армия была разбита уже в первые недели?
Автор фильма Алексей Пивоваров: «Наш фильм — не о самой войне, а о том, что привело к ней. Тот факт, что 22 июня 1941 года стал для СССР ужасающей катастрофой, не могла скрыть даже советская пропаганда. Но насаждавшаяся ею каноническая версия событий не только лжива, но и оскорбительна для тех, кого она вроде бы „выгораживает“ — высшего советского руководства и лично Сталина. Как к нему ни относись, все же нельзя считать его дурачком, каким делает его привычная трактовка „боялся спровоцировать Гитлера, потому и не разрешил привести армию в боевую готовность“. Катастрофа лета 41-го на самом деле не была внезапной. Она была закономерным итогом тех решений, о которых мы и попытались рассказать в нашем фильме».
Новая документальная драма продолжает серию военных фильмов Алексея Пивоварова, вызвавших огромный зрительский интерес и спровоцировавших жаркие споры: «Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова», «Москва. Осень. 41-й», «Брест. Крепостные герои» и «Вторая ударная. Преданная армия Власова». Картина «22 июня. Роковые решения» использует схожие визуальные решения — уникальную кинохронику в сочетании с новейшей компьютерной графикой и элементами игрового кино. Многие эпизоды воссозданы с помощью масштабных реконструкций, а подлинные документы эпохи предстают перед нами в тонком актерском изложении народного артиста России Михаила Ефремова.
Этот фильм стал совместным российско-германским проектом, участие в котором немецких журналистов и историков позволило взглянуть на события 1938–1941 гг. и с другой стороны границы.
***