Культура в России

Савелий Крамаров: к 80-летию со дня рождения актёра

Савелию Крамарову, известному российскому и американскому актёру театра и кино, заслуженному артисту РСФСР, 13 октября исполнилось бы 80 лет. Савелий Крамаров не был выдающимся актёром, как наши звёзды, говорят его друзья, но он был супер звездой, его присутствие в фильме определяло успех картины и полные сборы.

Савелий Крамаров. Фото: kino-teatr.ru

Для каждого зрителя огромной страны этот актёр был своим, родным. И когда в начале 1980-х кумир переехал жить в США, многим это не понравилось и многих обидело. Все тогда полагали, что он погнался за богатством, предав Родину, но это было совсем не так. У народного любимца были самые веские основания, чтобы выехать из страны, но основная масса народа тогда этого понять не могла, да и не хотела в этом разбираться.

За границей Савелий Крамаров добился определённых успехов, он даже снимался в Голливуде. За роли он, конечно, получал гонорары, их было достаточно, чтобы актёр купил себе дом. Но сама жизнь артиста оказалась под угрозой, подвело здоровье. Врачи поставили ему диагноз, который для него был страшнее удара грома среди ясного неба. Савелий Крамаров умер от рака — болезнь настигла его совсем неожиданно в момент его карьерного подъёма.

Обладающий уникальным даром, Крамаров мог смешить людей с непринуждённой лёгкостью. Это качество и его актёрское мастерство использовали режиссёры, но предлагали ему только роли второго плана, в основном это были хулиганы, мелкие жулики и алкоголики. «Меня перебрасывают из фильма в фильм как подкидного дурака», —– шутил актёр. А ведь в жизни это был совсем другой человек.

Савелий воспитывался в интеллигентной семье, а репутация хулигана ему была навязана из-за его внешности, которая была следствием его врожденного недостатка: у Савелия было утолщение одного века, и это создавало впечатление косоглазия и придавало ему глуповатый вид, с чем справиться мальчишке было невозможно.

«Я вот помню в школе, если кто-нибудь нахулиганил, учителя даже не пытались искать виновного, директор сразу говорил: «Крамаров! Завтра приведёшь отца или мать! » А вот в пионерский лагерь, когда в воскресные дни приезжали родители, мамаши говорили своим детям: «Сыночек! Дай мне слово, что с этим ты водиться не будешь, от него ты ничему хорошему не научишься!»» — так Савелий Крамаров подсмеивался над собой в бенефисе, который показывали по телевидению во время пика его популярности. Но смех смехом, а жизнь паренька складывалась не просто. Это было время коммунистических репрессий.

Савелий Крамаров родился в Москве, в семье адвоката 13 октября 1934 года. Отец мальчика, будучи адвокатом, по ложному обвинению сам оказался на скамье подсудимых, его арестовали как «врага народа» и увезли, и Савелий никогда больше его не видел. Виктор Крамаров умер в лагерях, по некоторым данным, он покончил с собой. Вскоре умерла и мать Савелия, и его воспитанием занимался дядя. Из-за того, что отца Савелия объявили «врагом народа», у мальчика возникали различные трудности, когда было необходимо заполнять анкету и, конечно же, его физический недостаток был причиной для насмешек среди подростков. Избавиться от него Савелий Крамаров смог много лет спустя, на операционном столе в США. И это был окончательный его разрыв с прошлым.

Актёром Савелий Крамаров стал не сразу. После того как он не был принят в театральный институт, он пошёл учиться в Лесотехнический, а затем, в 1954 году, поступил в театральную студию «Первый шаг» при Центральном доме работников искусств (ЦДРИ). В 1959 году его пригласили сниматься в фильме «Ребята с нашего двора». Тогда Савелий решил всерьёз посвятить себя кино, оставив работу по специальности. Первой успешной ролью была роль в фильме «Друг мой, Колька!», вышедшем на экраны в 1961 году. Но самой популярной была его роль в фильме «Неуловимые мстители» 1966 года, а фразу его героя «А вдоль дороги мёртвые с косами стоят! И – тишина!» повторяли все. С той поры предложения Крамарову посыпались одно за другим.

В начале семидесятых годов успех картин с участием Савелия Крамарова был просто феноменальный, особенно после удавшейся роли мелкого карманного жулика по кличке Косой в фильме «Джентльмены удачи», в котором сценаристы Виктория Токарева и Георгий Данелия писали эту роль специально под Крамарова. В те годы невозможно было встретить хоть одного человека, который бы не знал Савелия Крамарова.

«У каждого отрицательного героя должна быть какая-то добрая человеческая черта, которая сближала бы его с народом, чтобы он не был каким-то уродом или изгоем. Он, может, будет человеком с отклонением от нормы, но обязательно с человеческим достоинством. Такую черту и нашли ему актёры Георгий Вицин и Евгений Леонов, снимавшиеся вместе с Крамаровым в фильме «Джентльмены удачи», — рассказывал друг Савелия Крамарова, писатель Варлен Стронгин.

В 1970 годы Савелия Крамарова часто стал снимать Леонид Гайдай, один из его фильмов — «Иван Васильевич меняет профессию». Впоследствии режиссёр очень сожалел о том, что ни разу не предложил актёру главной роли, он считал, что «сплав истинной сатиры с простодушным на вид Крамаровым добавил бы его фильмам комизма и очарования».

«Когда Крамарову необходимо было сниматься, — рассказывал художественный руководитель московского еврейского театра «Шалом» Александр Левенбук, — Савелий брал сценарий и обходил Хайта, Жванецкого, Розовского, Артура Вишнивецкого и ещё нескольких человек. Он ко всем ходил, чтобы хоть одно словечко усмешнить в своём сценарии». Кто не помнит его слова в фильме «Иван царевич меняет профессию»: «Да, икра заморская… икра … баклажанная». Ничего особенного, но как произнесено!

Шли годы, Савелий Крамаров стал выдающимся профессионалом, ему хотелось серьёзной работы, но роли, которые он играл, по-прежнему оставались однообразными, неглубокими. Это его раздражало. «Мне надоели роли идиотов, — говорил артист, — всякая пьянь при встрече бросается ко мне и панибратски обнимает как своего, как тупого пьянчужку. Я — другой человек». Крамаров был гордый человек, требовал к себе уважительного отношения. Впрочем, с обращением подобного рода можно было ещё мириться, ведь для артиста всегда приятна любовь и внимание публики. Настоящие проблемы начались у Крамарова тогда, когда его неожиданно перестали снимать вообще, начались трения с Госкино. «За последние три года у меня было всего 12 съёмочных дней», — вздыхал Крамаров. Конечно, это предвещало ему нищенское существование.

Подобная несправедливость была знакома Крамарову. Он помнил, как власти обошлись с его отцом, а сейчас и Савелий стал изгоем. Возможно, причиной таких отношений была зависть коллег, ведь Савелий Крамаров уже был в звании Заслуженного артиста, другой причиной могло быть то , что он при существующем коммунистическом режиме стал религиозным человеком.

Савелий происходил из еврейской семьи и принял иудаизм, стал чётко выполнять заповеди и жить по правилам этой религии. Он относился к вопросу веры достаточно серьёзно. К этому он всегда шёл, и в сердце у него всегда была вера в бога. Он никого в жизни не обманул, никогда не хитрил, не завидовал, он давно соблюдал заповеди, но не ходил в храм. Но пришло время, и он стал по-настоящему набожным человеком в то время, когда в СССР никакая религия не была в почёте, особенно еврейская.

Нужно было уехать из страны. Эта идея у Крамарова созревала давно, однако осуществить её было очень трудно. Дело в том, что, по законам того времени, если артист уезжал жить за границу, всё, что было связано с ним, попадало под запрет. Власти предпочитали не выпускать Крамарова, нежели запрещать к показу почти пять десятков популярнейших фильмов с его участием.

Проблему Крамаров решил, написав вместе со своим другом Александром Левенбуком письмо президенту США Рональду Рейгану. Друг Савелия Крамарова вспоминает: «Мы понимали, что письмо может не дойти до Рейгана, но вполне возможно, что его будут передавать по радио, так и произошло: «Голос Америки», как минимум, трижды передавал это письмо в эфире. Письмо было написано с чувством юмора, наверное, это было вдвойне интересно. И, может быть, я не говорю, что обязательно, и оказало какое-то воздействие на то, что вскоре, через несколько месяцев Савелия выпустили». Он уехал из страны 31 октября 1981 года.

Талисманом Крамарова была кепка, в которой он снимался в фильме «Ребята с нашего двора», Савелий верил, что именно она приносит ему удачу. Поэтому эту кепку Крамаров взял с собой за границу, и она была с ним до конца жизни. В Лос-Анджелесе он снимался сначала в теле-шоу и в рекламе, ролей актёру предлагали немного, потому что требовалось знание английского, причём с хорошим произношением, а Крамарову это никак не давалось, точно так, как в фильме «Джентльмены удачи». Но когда продюсеры заинтересовались Крамаровым, в контракте указывали, что сниматься в каждой сцене он будет только одним дублем, что актёра очень удивило, ведь он привык к неограниченному количеству дублей до того момента, когда всё получится как надо. «А кто же у вас оплачивал операторам, режиссёрам и осветителям?» — спрашивали американцы. «Государство», — отвечал с присущей ему прямотой Савелий. «Такое государство всегда будет бедным», — делали вывод продюсеры.

У Крамарова были небольшие эпизодические роли в фильмах «Москва на Гудзоне», «2010», «Красная жара» и другие. Но это были роли в фильмах со знаменитыми актёрами — Сильвестром Сталлоне, Робином Уильямсом и Арнольдом Шварценеггером. Крамаров говорил: «Лучше сняться в небольшой роли, но в фильме со знаменитостями, чем в главной, но в плохой картине».

И вот настало время, когда в Голливуде признали талант Крамарова, и его утвердили на главную роль. Это было в 1995 году. Но сняться в фильме Савелию Крамарову так и не удалось из за предстоящей операции, которая стала решающей для его жизни.

Как духовный человек, с юношеских лет увлекающейся Йогой, медитацией, Крамаров не пил спиртного, не ел мясо, в основном питался сырыми овощами и фруктами и соевыми продуктами из лучших магазинов мира, он также много занимался спортом, преимущественно бегом и плаванием. Это, несомненно, продлило ему жизнь.

Последние 14 лет Савелий Крамаров жил достаточно скромно в однокомнатной квартире со своей третьей женой и дочкой в Лос-Анджелесе. Первой его женой была однокурсница Людмила, второй — Мария, с которой они прожили 13 лет без регистрации брака. Женившись в 1986 году на эмигрантке Марине, Савелий Крамаров обрёл настоящее семейное счастье и почувствовал себя совершенно полноценным человеком. Марина родила ему дочь, ей дали имя Бенедикта в честь матери Савелия, близкие звали её Басей. У него был «Мерседес», хватало денег, чтобы делать подарки любимой дочке, а также приезжать в Россию. Потом Савелий встретил Наталью, и она была с ним до последних дней, всего шесть месяцев.

После операции рака прямой кишки у Крамарова возникли осложнения на сердце, тромбоз и инсульт, затем ещё один, он не мог ни видеть, ни говорить, ни двигаться. В последние дни жизни он часто пересматривал фильмы со своим участием. Умер Савелий Викторович 6 июня 1995 года в одном из хосписов Сан-Франциско, рядом с ним находилась его жена Наталья, которая неустанно читала ему письма от поклонников из России.

Савелий Крамаров похоронен на еврейском мемориальном кладбище неподалеку от Сан-Франциско.

www.epochtimes.rus

*

По теме

Back to top button