Культура в России

100 лет фотокамеры Leica

У фотокамер Leica легендарная репутация, которая поддерживается с 1914 года, когда в немецком городе Вецлар был создан первый аппарат. Тогда инженер Оскар Барнак разработал первый прототип малоформатного фотоаппарата — Ur-Leica. 100 лет спустя компания Leica Camera AG празднует юбилей в новой штаб-квартире в Вецларе.

Открытие штаб-квартиры в Вецларе — шаг в рамках стратегии роста компании после пережитого ей кризиса, пишет немецкое издание Die Welt.

По мнению генерального директора Альфреда Шопфа, сейчас важно оглянуться назад и вернуться к корням — к тому времени, когда началась триумфальная история торговой марки и ее продукции.

Оскар Барнак (1879-1936) был инженером в компании Leitz, которая производила оптические устройства. Созданная им Ur-Leica стала первой компактной фотокамерой для пленки 35 мм. Сначала изобретение называлось Leca (Leitz Camera), потом название поменяли на более благозвучное Leica.

Несколько слов Оскара Барнака о собственном изобретении 1914 года создали миф и стали самым крутым поворотом в истории фотографии: «Лилипутская камера готова».

В 1925 году удобный компактный фотоаппарат выпустили на рынок, и с тех пор мир охватила страсть к созданию фотоизображений.

Легендарная репутация Leica оправданна, говорит профессор в области теории медиа Штефан Гюнцель. Появление фотоаппаратов Leica произвело революцию не только в фотографии, но и в целом в визуальной эстетике XX века.

Концептуальный прорыв заключался и в небольшом размере фотокамер, которые стало возможно носить с собой, и в существенном сокращении времени экспозиции, и в легкости обработки снимков.

«Ее можно было держать одной рукой, и она была очень тихой», — добавляет Штефан Гюнцель, который также преподает историю фотографии в Берлинской техническом художественном училище.

Это значило, что фотограф может быстро достать камеру и практически незаметно сделать снимок. Таким образом было положено начало важнейшим жанрам — фоторепортажу, военной съемке, спонтанному портрету.

С камерами Leica работали такие известные мастера фотоискусства, как Анри Картье-Брессон и Роберт Капа. Картье-Брессон называл свой  фотоаппарат Leica «продолжение моего глаза».

С помощью Leica были созданы изображения, изменившие восприятие своего времени у множества людей со всего мира. Вот, например, фото улицы во Вьетнаме: дети с криком убегают от взрыва, и среди них — обнаженная раненая девочка.

Фотографы научились действительно останавливать мгновение, и эти слова перестали звучать как абстрактное преувеличение роли фотографии в мире, как это было всего несколько десятилетий назад.

В юбилейный год Leica хочет привлечь внимание к этим аспектам своей истории. В новой штаб-квартире в Вецларе создали музей, который показывает не только триумфальный прорыв, но и растущую конкуренцию со стороны азиатских производителей и последующий кризис.

Десять лет назад компании угрожало банкротство: первопроходец в развитии компактных фотокамер потерял техническую связь с современностью.

Правда, в 1996 году появилась цифровая Leica S1, которая представляла выдающееся на тот момент качество съемки, но реакция на рынке почему-то была крайне сдержанной. Позже Leica долго искала подходящего партнера-поставщика датчиков для цифровых фотокамер. Наконец, договор был заключен.

Сейчас компания запускает линейку новых цифровых продуктов. В финансовом году 2010-2011 Leica, в которой сейчас работают около 1 400 сотрудников, получила рекордную прибыль в 36,3 млн и продемонстрировала рекордный оборот в 248,8 млн евро.

По словам директора, дела и сейчас идут хорошо. Но Leica c ее дорогостоящей продукцией по-прежнему остается нишевым игроком на рынке фотокамер.

Возможно, она и не выдерживает конкуренции в азиатами в массовом секторе, но всегда будет знаковой маркой для настоящих энтузиастов и мастеров своего дела, которым важно сочетание высокого качества и преемственности традиций в создании топовых продуктов в своей области. 

Euromag.ru

*

По теме

Back to top button