Общество

Проблемы безопасности дорожного движения глазами экспертов

Управления ГИБДД ГУВД по Самарской области представило итоги мониторинга общественного мнения по проблемам безопасности дорожного движения в области за 1 квартал 2011 года.

В первом квартале 2011 года Управлением ГИБДД ГУВД по Самарской области, на основании выборки в количестве 2000 респондентов, проанализированы результаты опроса общественного мнения.

Респондентами данного анкетирования были следующие категории участников дорожного движения: 69% водителей, 30,3% пешеходов, 0,4% мотоциклистов. Возраст и стаж управления транспортными средствами большинства опрошенных граждан составил соответственно от 30 до 45 лет и более 10 лет.

Анализ результатов мониторинга общественного мнения показал, что 49,1% респондентов считают состояние безопасности дорожного движения удовлетворительным, 16,7% — неудовлетворительным, 22,8% — хорошим и только 4,8 % — отличным. При этом 35,4% участников дорожного движения утверждают, что за последние 3 года состояние безопасности дорожного движения в месте их проживания изменилось в лучшую сторону, не изменилось – 35,6%, ухудшилось – 17,2%.

Анализируя причины, влияющие на возникновение дорожно-транспортных происшествий, и расставляя их по степени значимости респонденты отметили, что самой важной причиной является плохое состояние улиц и дорог, затем по убыванию — низкая дисциплина водителей, недисциплинированность пешеходов, недостаточный уровень подготовки водителей, плохая организация движения, слабая работа Госавтоинспекции, плохое техническое состояние транспортных средств.

Опрос респондентов о том, известно ли им о принятии Правительством Российской Федерации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» показал, что 79,9 % владеют информацией по данному вопросу, а 20% — нет. С содержанием данной Программы знакомы 49,5% опрошенных, 38,9% не имеют представления о планируемых мероприятиях в рамках Программы, а 11,6% затруднились ответить на поставленный вопрос.

63,4% респондентов отмечают, что главной целью, которую планируется достичь к 2012 году в результате выполнения Программы, является сокращение числа погибших в ДТП в 1,5 раза, 15,3% — увеличение числа административных наказаний водителей и пешеходов на 45%, 17,6% — увеличение пропускной способности улиц и дорог в 2 раза, 3,6% — исключение из дорожного движения в стране всех автомобилей с правым рулём.

Оценивая результаты деятельности государственных служб по решению проблемы безопасности дорожного движения 51,1% опрошенных считают, что организацию и контроль за работой в данном направлении должна осуществлять Госавтоинспекция, 22,8% отдают предпочтение органам исполнительной власти, 16,4 % органам милиции, 4,3% — считают, что данным вопросом должны заниматься органы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, 0,8% отдали предпочтение органам здравоохранения.

30,1% опрошенных отмечают, что существующий Кодекс об административных правонарушениях, устанавливающий ответственность за нарушение ПДД и иных норм, действующих в области обеспечения безопасности дорожного движения, не дисциплинирует участников дорожного движения, так как многие из них чувствуют свою безнаказанность. Обратного мнения придерживаются 17,3% опрошенных. 17,3% респондентов считают, что при существующей организации дорожного движения управлять автотранспортом без нарушений невозможно. 5,1% затруднились ответить на данный вопрос.

Кроме того, 52,6% опрошенных считают, что только увеличение размеров штрафа не даст положительного результата, поэтому должно сопровождаться улучшением состояния безопасности дорожного движения.

Анализируя ситуацию с аварийностью при участии пешеходов, необходимо отметить, что 76,6% респондентов знают обязанности пешеходов, установленные Правилами дорожного движения, 19,2% знают частично, 3,7% изучали ранее, но сейчас знают плохо, 0,3% не знают. При этом всегда соблюдают ПДД, являясь пешеходами 35,5% опрошенных, соблюдают при наличии светофоров и пешеходных переходов – 20,9%, соблюдают, когда рядом дети – 13,9%, соблюдают в присутствии сотрудника Госавтоинспекции – 10,7 %, не соблюдают – 0,8 %.

44% опрошенных отметили, что соблюдать Правила дорожного движения пешеходам мешают личные качества человека, 8,8% — незнание ПДД, 11,4% — недостатки в организации дорожного движения, 4,6% — невыполнение ПДД водителями, 24% — чувство безнаказанности. О предусмотренной административной ответственности за нарушение ПДД пешеходами или пассажирами знают 95,5% респондентов, не знают 4,5 %.

Опрос участников дорожного движения показал, что 74,7% респондентов всегда используют ремни безопасности, 11,7% используют лишь за городом или в ночное время, используют от случая к случаю – 9,8%, используют крайне редко – 3,9 %, не используют – 0,1%. Причем к административной ответственности за не использование ремней безопасности за последние 2 года не привлекались 49,5% опрошенных, привлекались 1 раз – 27,2%, привлекались 2 и более раз – 23,3 %. Необходимо отметить, что 85,5% респондентов разделяют точку зрения, что ремни безопасности могут снизить тяжесть последствий при ДТП и сохранить жизнь, 2,7% не согласны с данным высказыванием, 11,7% затрудняются ответить на данный вопрос.

Основы безопасности дорожного движения закладываются уже в дошкольном возрасте. Мнение респондентов по вопросу обучения детей и подростков навыкам поведения на дорогах выглядит следующим образом: 30,1% считают, что знаний достаточно, 35,8% утверждают, что детям необходимо давать больше теоретических и практических навыков, 7% считают, что занятия практически не проводятся, 16,7% считают, что необходим самостоятельный предмет по данному направлению, 10,3% затруднились ответить.

Своевременному оказанию первой медицинской помощи пострадавшим на месте ДТП, Федеральная целевая программа отводит большое значение. В анкетировании имеются вопросы о том, как респонденты оценивают свой уровень данной подготовки. 13,5% отмечают его как хороший, 43,5% считают его удовлетворительным, 22% — плохим, 22% — очень плохим, 12,5% затруднились ответить на этот вопрос.

24,6% опрошенных считают, что чаще всего на месте ДТП первую помощь оказывают водители и пассажиры проезжающих мимо транспортных средств, 14,7% — сотрудники Госавтоинспекции, 9,7% — сотрудники МЧС, 49,4% — медицинские работники. Кроме того, 83,8% опрошенных считают, что необходимо предусмотреть уголовную ответственность за оставление водителем места ДТП, в котором погибли или были травмированы люди.

23,8% опрошенных считают целесообразным активизировать привлечение общественных организаций к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, 25,8% соглашаются с этим, но в случае создания соответствующих условий по основному месту работы, 36,1% считают, что эти формы себя изжили, 14,2% затрудняются ответить на данный вопрос.

29,1% участников опроса утверждают, что рекламные средства, установленные непосредственно вдоль улиц и дорог, отвлекают внимание от дорожной обстановки, 30% — затрудняют восприятие дорожных знаков, указателей и светофоров, 10,8% — дают большое количество необходимой информации, 10,9% — не дают скучать за рулем или при передвижении пешком. 17,9% респондентов отмечают, что рекламные средства не оказывают на них никакого влияния, 6,9% — затрудняются ответить.

Динамика изменения ответов респондентов, в сравнении с ранее проводившимся анкетированием в четвертом квартале 2010 года, выглядит следующим образом:

— с 26% до 17,2% уменьшилось число респондентов, считающих, что состояние безопасности дорожного движения в месте его проживания за последние три года ухудшилось;

— с 52,1% до 63,4% увеличилось количество респондентов, которые считают, что главная цель, планируемая к достижению в 2012 году в результате выполнения Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» — снижение числа погибших в ДТП в 1,5 раза;

— с 10,3% до 13,4% увеличилось количество респондентов, считающих, что пешеходам соблюдать Правила дорожного движения мешают недостатки в организации дорожного движения;

— с 70,2% до 74,4% увеличилось количество водителей и пассажиров, всегда использующих ремни безопасности, в то же время с 4,7% до 7,3% увеличилось количество использующих ремни безопасности в автомобиле крайне редко и с 4,6% до 0,1% снизилось число их не использующих;

— с 19,7% до 23,2% увеличилось количество респондентов, которые привлекались к административной ответственности за не использование ремней безопасности в процессе управления автомобилем за последние два года;

— с 10,9% до 16,7% увеличилось количество респондентов, которые считают, что обучение навыкам безопасного поведения на дороге необходимо ввести в качестве самостоятельной дисциплины в программы обучения;

— с 10% до 13,5% увеличилось количество респондентов, которые оценивают свой уровень подготовки по оказанию помощи пострадавшим на месте ДТП как хороший, с 45% до 38,6% уменьшилось число тех, кто оценивает его как удовлетворительный;

— с 33,9% до 24,6% уменьшилось количество респондентов, утверждающих, что чаще всего на месте ДТП первыми оказывают помощь пострадавшим в ДТП водители и пассажиры проходящего транспорта;

— с 23,9% до 29,1% увеличилось количество респондентов, которые считают, что рекламные средства, установленные непосредственно вдоль улиц и дорог, отвлекают внимание от дорожной обстановки, затрудняют восприятие дорожных знаков, указателей и светофоров.

Отдел ОАР и пропаганды БДД
Управления ГИБДД ГУВД по Самарской области
13 апреля 2011 года

*

По теме

Back to top button