Общество

ЦБ считает необходимым очистить банковский рынок РФ от недобросовестных собственников и управленцев

«В случае Волжского социального банка качество активов было таким, что сумма, которая могла потребоваться на оздоровление этого банка, превышала объем его обязательств. В таких условиях осуществлять его финансовое оздоровление с нашей точки зрения нерационально«, — подчеркнул зампред Банка России, выступая по ТВ в среду вечером.

Задача ЦБ РФ — очистить российский банковский рынок от недобросовестных лиц, которые ранее запятнали себя, участвуя в управлении другими банками, и единственный список, который есть в ЦБ и ведется им легально, включает порядка 2800 человек, заявил зампред Банка России Михаил Сухов в эфире телеканала «Россия 24» в среду вечером.

«У нас есть сочетание критериев, при которых мы можем допустить собственника к участию в капитале банка, и с октября мы получили дополнительные критерии, связанные с его деловой репутацией, но мы не командуем собственностью на банк, это дело его владельцев», — сказал он.

По его словам, этот ЦБ за год увеличился более чем на 600 человек.

Как отметил М.Сухов, лица, входящие в этот «черный список» не должны получить существенного влияния (долю, большую 10%) ни в одном российском банке

Поясняя последние решения ЦБ РФ по оздоровлению банка «Солидарность» и отзыву лицензии Волжского социального банка, М.Сухов заверил, что все остальные банки Самарского региона работают без ограничений и запретов Центрального банка. Это означает, что ЦБ по линии надзора не видит критических ситуаций в сфере их финансового состояния и характера операций, которые они осуществляют.

Отвечая на вопрос о критериях, по которым регулятор принимает решение об отзыве лицензии или спасании того или иного банка, его санации, зампред ЦБ РФ подчеркнул, что прежде всего должна быть экономическая обоснованность того или иного проекта.

«В случае Волжского социального банка качество активов было таким, что сумма, которая могла потребоваться на оздоровление этого банка, превышала объем его обязательств. В таких условиях осуществлять его финансовое оздоровление с нашей точки зрения нерационально», — подчеркнул зампред Банка России.

В то же время банк, который подвергается процедурам финансового оздоровления, должен быть «полностью свободен от вопросов со стороны правоохранительных органов».

«Понятно, что рентабельность должна быть не только экономическая, должен быть общественный эффект, который в данном случае связан с региональными особенностями деятельности данного банка. Но мы не связываем себя каким-то закрытым кругом позитивных последствий для общества, который может нести в себе финансовое оздоровление того или иного банка, и мы будем обращать внимание на разные обстоятельства в зависимости от специфики деятельности того или иного банка», — сказал М.Сухов.

Он напомнил, что ЦБ использует такой инструмент, как санация, не часто — «за пять лет, как мы имеем его в распоряжении, мы восстановили деятельность только 17 банков и отозвали 156 лицензий».

М.Сухов также подчеркнул, что для ЦБ непременным условием является отстранение любого прежнего собственника в процессе финансового оздоровления. «И здесь не может быть никаких преференций», — добавил он.

«Если не найдется частного владельца, то банк будет контролировать Агентство страхования вкладов (АСВ), хотя наша политика — это привлечение частого капитала, а не АСВ», — уточнил М.Сухов.

Он также сообщил, что ЦБ РФ в этом году пока не использовал все возможности финансового оздоровления.

«Мы при наличии финансовых возможностей можем не только сохранять деятельность института, как в случае «Солидарности», мы можем передавать часть активов и обязательств в финансово здоровый банк. В период кризиса мы так делали три раза, и я не исключаю, что при наличии экономических ситуаций будем смотреть такие возможности тоже. Но если таких возможностей не будет, мы не готовы разбрасывать деньги на ветер», — добавил М.Сухов.

По его словам, принцип, которым руководствуется ЦБ, — деньги на финансовое оздоровление должны даваться новому собственнику, и решать задачи, связанные с защитой кредиторов, с защитой общественных интересов, со старым собственником просто нельзя. Поэтому стабилизационный кредит как мера поддержки прежних владельцев, которые довели банк до плачевного финансового состояния, остается в прошлом, сейчас есть новые инструменты, сейчас должны быть новые финансовые инвесторы, но если их нет, то временно эту роль может выполнить АСВ.

Также зампред ЦБ сообщил, что после отзыва лицензии банка физическим лицам по статистике с учетом страховых выплат во многих банках возвращаются почти все деньги, потому что основное количество вкладчиков держит вклады в сумме до 700 тыс. рублей, и страховую компенсацию получают все вкладчики, в том числе вкладчики, которые размещали более крупные вклады.

«Величина сумм, которую получают вкладчики (при банкротстве банка — прим. ИФ-АФИ) зависит от качества активов банка и в немалой степени от скорости принятия нами решений в сложных ситуациях», — отметил он.

«Например, быстрое принятие решения по Мастер-банку создает у нас определенную уверенность, что после принятия решения о банкротстве данного банка (а мы обратились вчера в арбитражный суд с соответствующим иском) первые выплаты вкладчикам начнутся где-то через три месяца, и они будут дополнять страховые выплаты, которые уже начались», — сказал М.Сухов.

По его словам, в этом банке в разной форме имеется не менее 11 млрд рублей — это достаточно большие деньги, которые будут поступать и АСВ, и крупным вкладчикам, поэтому денежные поступления начнутся в первой половине будущего года, можно надеяться, что до майских праздников.

Москва. 5 декабря. ИНТЕРФАКС-АФИ —

interfax_samara

*

По теме

Back to top button