Культура в России

У актера Алексея Баталова юбилей — 85 лет

Он пришел в кино, чтобы перевернуть все представления о герое. У него не было таких амбиций — но так получилось. У Баталова не было случайных ролей: идеальная биография. Были важнейшие, которые, однажды увидев, помнишь всегда. Сегодня мы вспоминаем пять фильмов, сделавших Алексея Баталова символом эпохи.

Алексей Баталов пришел в кино, чтобы перевернуть все представления о герое. У него не было таких амбиций — но так получилось. До него типичный герой советского кино — это лукавый Борис Чирков, богатырь Борис Андреев, «народный балагур» Петр Алейников. С Баталовым пришел герой размышляющий.

Это было время, когда кино адресовалось не сотням, а миллионам, целительный катарсис еще не объявили архаикой, а режиссеры не грузили зрителей личными комплексами. Они следовали Пушкину и романтически старались мир сделать лучше. Заразить добром и стремлением жить достойно. Как? Это был ключевой вопрос. Найти в самих себе ответ, как любой большой художник, помогал Алексей Баталов.

Человеческий имидж Баталова был так важен для страны, он такой весомый нес в себе смысл, что в картине «Летят журавли» актер вообще появлялся в одной только начальной сцене — а роль казалась главной: образ его Бориса присутствовал потом в каждом кадре как идеал, укор и призыв к совести.

У него практически не было случайных ролей: идеальная биография. Были важнейшие, которые, однажды увидев, помнишь всегда: Протасов в «Живом трупе», Устименко в «Дорогом моем человеке», врач Березкин в «Дне счастья»… Но вот пять фильмов, сделавших Баталова символом эпохи.

Подробнее: «Российская газета» — Федеральный выпуск №6237 (261)

*

По теме

Back to top button