Общество

В Самаре откроется новая выставка на площади Славы

18 октября 2013 года на площади Славы состоится торжественное открытие выставки, приуроченной к празднованию 75-летия Самарской региональной общественной организации Союз архитекторов России.

Выставка демонстрирует пять основных эпох в архитектуре Самары: зодчество до 1917 года, авангард и «сталинская» архитектура 1920-1950-х, самарский модернизм 1960-1980-х, строительство 1990-2000-х и новые проекты 2010-х. Экспозиция показывает основные вехи формирования местной архитектурной школы на примере наиболее значимых сооружений, воздвигнутых в Самаре в течение трех веков, и вектор ее развития на примере современных проектов.

Архитектурный почерк самарских зодчих начинает формироваться до революции 1917-го года под влиянием петербургской и московской школ. Самарские мастера получают образование в Москве и Санкт-Петербурге, в город на Волге приезжают проектировать и строить лучшие столичные архитекторы того времени: Михаил Чичагов (здание Городского театра), Федор Шехтель (особняк и дача купца Сурошникова), Александр фон Гоген (здание Крестьянского поземельного банка) и др. Несколько лет (1897-1900 гг.) пост городского архитектора Самары занимает Александр Зеленко. По его проекту строится «жемчужина» самарского модерна – особняк Александры Курлиной. Несмотря на заметное присутствие в Самаре столичных зодчих, большая часть зданий губернского города строилась по проектам местных архитекторов. Среди них Александр Щербачев, Михаил Квятковский, Филарет Засухин, Зельман Клейнерман, Дмитрий Вернер и др.

Тенденции довоенной советской архитектуры в полной мере раскрываются в застройке Самары 1920-1930-х. Конструктивизм и советский неоклассицизм находят отражение в творчестве Петра Щербачева (Управление Самара-Златоустовской железной дороги, Дом Красной Армии). В это время Екатерина Максимова создает в Самаре всемирно признанный шедевр формализма — фабрику-кухню завода им. Масленникова.

Сталинскую архитектуру 1940-х-50-х и следующий за ней период с 1960-х по 1980-е можно назвать временем окончательного формирования самарской архитектурной школы. Отталкиваясь от вековой традиции, зодчие нашего города идут в ногу со временем, создавая местный архитектурный язык. На этот период приходится расцвет творчества Вагана Каркарьяна, Юрия Храмова, Алексея Моргуна и других мастеров. Появляются новые памятники эпохи: Ленинский мемориал (СОИКМ им. Алабина), комплекс площади Славы, набережная Волги и др.

Несмотря на общероссийский кризис, в постсоветский период самарская архитектурная школа не утратила своей идентичности и продолжает развиваться, следую традициям и перенимая международные урбанистические и технические идеи XXI века, что выражается как в постройках 1990-2000-х (дом «Муха», здание ЖД вокзала, гостиница Holiday Inn), так и в проектах, которые вскоре будут реализованы в Самаре и Самарской области (стадион к Чемпионату мира по футболу FIFA 2018 в России, новые станции метро, проекты комплексной жилой застройки).

Сообщил Департамент информационной политики Администрации губернатора Самарской области

Одна из работ, посвященных Самаре, Вагана Гайковича Каркарьяна

Дополнительно у нас по этой теме:

Ваган Каркарьян: Самара — город богатый и динамичный, но он бы мог быть и просвещенным

Приятно делать подарки

Мы завершили публикацию серии видео-выступлений замечательного самарца, архитектора, художника, энтузиаста Вагана Гайковича Каркарьяна. Он так много сделал для того, чтобы сохранить и увековечить в своих произведениях, графических работах, книгах ту Самару, которую многие из нас не знали, и уже, наверное, не узнают…

*

По теме

Back to top button