Происшествия мировые

«Она утонула…» 13 лет со дня гибели подводной лодки «Курск»

12 августа 2000 года затонула атомная подводная лодка «Курск». 13 лет назад произошла трагедия: в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка «Курск». Подводный атомный крейсер погиб 12 августа 2000 года во время учений в Баренцевом море. Катастрофа подводной лодки «Курск», когда погибли 118 членов экипажа, потрясла Россию и весь мир…

Тогда долго не могли согласовать, принимать ли иностранную помощь… Теперь, Российский ВМФ регулярно принимает участие в совместных военно-морских учениях по спасению затонувших подводных лодок. Вспомним наиболее характерный пример. Ровно пять лет назад была авария батискафа «АС-28» на Тихом океане, когда помощь Великобритании была принята абсолютно своевременно, и спасательный аппарат с самолетом был доставлен на тихоокеанское побережье России. Люди были спасены.

Сейчас конструкторы бюро «Малахит» и «Рубин» в Петербурге проектируют новые современные лодки с учетом того, что произошло на «Курске». Что же касается социальной защиты… После трагедии одна из жен погибших подводников в прямом эфире обратилась к тогдашнему президенту и сказала: «Я хочу получить зарплату своего мужа за 10 лет вперед. Мне надо поднимать двоих детей». И президент тогда спросил: «Сколько получают подводники?» Его немножко ввели в заблуждение – назвали сумму в шесть тысяч рублей. Это порядка 250 долларов на тот момент. Но ему назвали зарплату командира, а не обычного подводника. И тогда он сказал: «Выдать». Умножьте эти 6 тысяч рублей на 10 лет и вы получите сумму в 720 тысяч рублей, которые получила каждая семья подводника, погибшего на «Курске».

Выходят, выходили и будут выходить книги о «Курске». Пишут адмиралы, конструкторы, просто посторонние люди. Каждый излагает свою версию. На сегодняшний день осталось две версии. Всем понятно, что произошло на «Курске» после взрыва толстой торпеды, что привело к гибели корабля. Остается вопрос: отчего произошел взрыв? Либо это внешнее воздействие, либо техногенная катастрофа. Объективное исследование показало, что на корпусе «Курска» не обнаружено инородных металла и краски. Американская лодка, столкнувшись с «Курском», легла бы рядом. Она бы не выжила. Теоретически торпедная атака могла быть. Но когда торпеда идет под водой, издает настолько характерный и высокий по уровню шум, что другие гидроакустики всех надводных и подводных кораблей, которые находились в этом районе, ее бы услышали. Но никто не слышал.

Как вспоминает председатель петербургского клуба подводников Игорь Курдин, материалы уголовного дела, экспертизы не секретны. Они были предоставлены родственникам, как и положено. Надо только суметь их внимательно прочитать. Например, одну страничку уголовного дела, где написано: на «Курске» был аварийно-спасательный буй. В случае аварии он вручную или автоматически отделяется от затонувшей подводной лодки, всплывает на поверхность, передает сигналы SOS и координаты. По этому бую было достаточно быстро и легко найти «Курск». Но этот буй с момента постройки «Курска» был заблокирован. Перед каждым выходом в море специальные люди должны были действовать так: один буй разблокирует, другой проверяет, третий проверяет того, кто проверяет. Так вот, никто там за несколько лет ничего не проверял. А выводы написаны следующие. «Виноват командир боевой части связи подводной лодки «Курск». Вину свою искупил своей смертью». А те, кто обязан был проверить этот буй, проверить взорвавшуюся торпеду и многое другое, они что? Кто-то был наказан, спустя год.

—————————————-

Гибель атомной подводной лодки «Курск». Справка

«Курск» — атомная подводная лодка, входившая в состав Северного флота России.

В 1992 году на Северном машиностроительном предприятии в городе Северодвинске была заложена атомная подводная лодка К?141 проекта «Антей». Главными конструкторами были Павел Петрович Пустынцев и Игорь Леонидович Баранов. 6 апреля 1993 года лодке было присвоено наименование «Курск» — в честь победы на Курской дуге. В мае 1994 года подводная лодка «Курск» была спущена на воду, а 30 декабря того же года принята в эксплуатацию.

1 марта 1995 года АПЛ «Курск» была зачислена в списки Северного флота и вошла в состав 7?й дивизии 1?й флотилии АПЛ (место базирования: Западная Лица (Большая Лопатка).

С 1995 по 2000 год АПЛ «Курск» находилась в составе Северного флота России.

12 августа 2000 года во время учений в Баренцевом море АПЛ «Курск» (командир лодки ? капитан 1 ранга Геннадий Лячин), которая находилась в полигоне боевой подготовки Северного флота с целью выполнения учебной торпедной стрельбы по отряду боевых кораблей, в установленное время не вышла на связь. В 23:44 в районе, где находилась АПЛ, был зафиксирован взрыв.

13 августа на поиски атомного подводного крейсера отправилась группа кораблей во главе с командующим Северным флотом адмиралом Вячеславом Поповым. В 04:51 АПЛ была обнаружена лежащей на грунте на глубине 108 метров. В 07:15 министр обороны Игорь Сергеев доложил о случившемся президенту России Владимиру Путину.

14 августа в 11:00 командование российского флота сделало первое публичное заявление о том, что подлодка «Курск» легла на дно. В заявлении ВМФ говорилось, что с подлодкой поддерживается радиосвязь. Позже представители флота заявили, что связь с подлодкой осуществляется только через перестукивание, что опасности для жизни экипажа нет, что через спасательный аппарат «Колокол» осуществляется подача топлива, кислорода и продув систем АПЛ. При осмотре лодки со спускаемых аппаратов выяснилось, что АПЛ воткнулась в дно моря под углом около 40 градусов и у нее разворочена носовая часть, выведена из строя всплывающая спасательная камера. Главком ВМФ адмирал Владимир Куроедов сделал заявление, что надежд на спасение людей мало.

15 августа Главный штаб ВМФ официально сообщил о начале спасательной операции. Членов экипажа «Курска» планировалось эвакуировать с помощью спасательных снарядов. В районе катастрофы сосредоточились суда аварийно?спасательной службы Северного флота. В район бедствия прибыли подводная лодка, атомный крейсер «Петр Великий» и еще около 20 кораблей и спасательных судов.

Однако шторм не позволил спасателям начать работу. Представители министерства обороны России в Брюсселе в это время вели переговоры с НАТО о возможности предоставления помощи России.
В тот же день представитель штаба Северного флота сообщил журналистам, что в результате перестукивания установлено, что члены экипажа подводной лодки «Курск» живы, но неизвестно, есть ли среди них раненые. Он же заявил, что на борту лодки находится 103 человека. Позже выяснилось, что там было 118 человек.

16 августа при волнении моря около 2 баллов со спасательного судна «Рудницкий» спущен глубоководный спасательный аппарат «Приз». Всего за ночь было предпринято несколько тщетных попыток проникнуть к лодке.

17 августа к месту трагедии направилось норвежское судно «Seaway Eagle» с глубоководными водолазами на борту и транспортное судно «Normand Pioneer» с британскими специалистами и оборудованием (вышло из норвежского порта Тронхейм).

19 августа во второй половине дня к месту аварии российской подводной лодки «Курск» прибыло норвежское судно «Normand Pioneer» с британской спасательной мини?лодкой LR5. Началась новая, международная фаза операции по спасению экипажа субмарины.

20 августа норвежские водолазы обследовали подводную лодку на предмет повреждений и наличия воздушных подушек в кормовых отсеках. Норвежцам удалось разблокировать вентиль аварийно?спасательного люка, однако проникнуть на лодку не удалось. Они срочно изготовили специальный инструмент для вскрытия люка.

21 августа утром норвежским водолазам удалось вскрыть верхний спасательный люк 9?го отсека, шлюзовая камера оказалась пуста. Около 13.00 водолазы вскрыли внутренний люк в 9?й отсек АПЛ, внутри которого оказалась вода. В 15.27 внутрь корпуса подлодки введена видеокамера, с помощью которой специалисты попытались определить состояние 7?го и 8?го отсеков АПЛ. В 9?м отсеке АПЛ было обнаружено тело моряка.

В тот же день в 17 часов начальник штаба Северного флота вице?адмирал Михаил Моцак официально подтвердил факт гибели экипажа АПЛ К?141 «Курск».

22 августа президент России своим указом объявил 23 августа днем траура.

Операция по подъему тел погибших моряков?подводников началась 25 октября 2000 года и была завершена 7 ноября 2000 года. Операция по подъему самой подлодки со дна Баренцева моря была начата 7 октября 2001 года, 10 октября завершена ее буксировка в Росляковский судоремонтный завод ВМФ.

Из отсеков АПЛ за период осени 2000 года и осени?зимы 2001 года были извлечены и опознаны 115 из 118 погибших подводников.

Для работы на АПЛ «Курск» были сформированы восемь следственных групп, которые приступили к работе в полном объеме после полной откачки воды из подлодки. В состав групп были включены специалисты Северного флота, представители Московского и Санкт?Петербургского военных округов. Члены следственных групп проходили специальный психологический отбор, а также в течение года изучали строение АПЛ для того, чтобы знать, где и какие параметры снимать для проведения необходимых экспертиз.

27 октября 2001 года Генеральный прокурор РФ Владимир Устинов заявил, что визуальный осмотр атомохода позволяет заключить, что пожар происходил по всей лодке. В эпицентре температура достигала 8 тысяч градусов по Цельсию. Полностью водой лодка была заполнена «в течение шести?семи, максимум восьми часов». Устинов отметил, что подлодка «Курск» очень пострадала, все переборки прочного корпуса «срезаны как ножом». Однако преграда, отделявшая 6?й реакторный отсек, осталась неповрежденной, благодаря чему реактор не пострадал. Не пострадали и 22 крылатые ракеты, находящиеся по бортам подлодки.

26 июля 2002 года Генеральный прокурор России сообщил, что гибель «Курска» произошла «вследствие взрыва, центр которого локализован в месте расположения учебной торпеды, внутри четвертого торпедного аппарата, и дальнейшего развития взрывного процесса в боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом отсеке АПЛ». Устинов также сообщил, что Генпрокуратура закрыла уголовное дело по гибели атомохода «Курск» за отсутствием состава преступления. По его словам, в действиях должностных лиц, ответственных за проведение учений в Баренцевом море, изготовление, эксплуатацию и установку торпеды, ставшей причиной гибели «Курска», нет состава преступления.

За мужество, героизм и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, члены экипажа атомного подводного крейсера «Курск» Указом президента Российской Федерации были награждены орденами Мужества (посмертно), а командир корабля капитан 1 ранга Геннадий Лячин удостоен звания Героя Российской Федерации (посмертно).

В память о погибших моряках атомного подводного крейсера «Курск» 12 августа 2002 года в Москве, Нижнем Новгороде и поселке Видяево были открыты мемориалы.

В августе 2003 года в Санкт?Петербурге завершились работы по созданию мемориального комплекса на Серафимовском кладбище, где похоронены 32 подводника, погибших на АПЛ.

19 марта 2005 года в Севастополе на кладбище Коммунаров торжественно открыт памятник севастопольцам, погибшим на атомном ракетном подводном крейсере «Курск».

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости

Источник: РИА Новости

***

По теме

Back to top button