Мировая пресса

Российский космический центр в Казахстане ведет обратный отсчет дней своей славы

Знойным вечером, когда летучие мыши сновали по выходящему к реке парку этого пустынного города, на заросшем камышом берегу появился человек с охапкой травы, перетянутой веревкой, — он недавно поселился на Байконуре в жилье уехавших инженеров.

Photographs by James Hill for The New York Times

«Знойным вечером, когда летучие мыши сновали по выходящему к реке парку этого пустынного города, на заросшем камышом берегу появился человек с охапкой травы, перетянутой веревкой», — повествует корреспондент The New York Times Эндрю Крамер из Байконура. Он объяснил, что держит теленка во дворе многоквартирного дома на другом конце города, где он недавно поселился, когда оттуда выехали прежние жильцы — русские космические инженеры.

Байконур когда-то был гордостью Советского Союза, поясняет автор статьи, но теперь в опустевшие здания заселяются пастухи, кочующие в простирающейся вокруг степи.

Это лишь один из признаков длительного погружения города в социальные и экономические проблемы постсоветского времени, которые тем более примечательны, что большая часть земного шара, в том числе США, все еще полагаются на Байконур в организации запусков пилотируемых космических аппаратов, пишет Крамер.

Другое место для таких взлетов находится в Цзюцюане, в пустыне Гоби (Китай), уточняет автор статьи.

«Мне больно думать о моем городе», — говорит редактор местной газеты Анна Ходаковская. Первые сотовые телефоны появились здесь в 2004 году, первый аппарат МРТ — только в 2011-м.

В прошлом месяце агентство NASA продлило контракт на запуск астронавтов с Байконура до 2017 года за дополнительные 424 млн долларов. Теперь американские астронавты могут стартовать с этого космодрома, дублера мыса Канаверал, в случае разрыва в финансировании пилотируемых космических полетов в США, пишет Крамер.

Космические агентства в ЕС, Японии и Канаде также отправляют отсюда свои миссии на российских ракетах, говорится в статье.

Казалось бы, Байконур — процветающий центр космических исследований, продолжает автор, но все государства, включая Россию, которая строит ему на замену космодром «Восточный», рассматривают эту ситуацию как временную.

«Социальные проблемы, характерные для современной Центральной Азии, такие как употребление героина, который провозят контрабандой из Афганистана, трудовая миграция и растущий исламский фундаментализм, проникают в город», — говорится в статье.

Перед космическими полетами астронавты и администраторы NASA размещаются в отеле высшего класса на окраине города и редко покидают его пределы, рассказывает Крамер.

Даже президент Путин в своей речи на день Космонавтики 12 апреля отозвался о Байконуре как о «физически устаревшем», говорится в статье.

«Обеспокоенный состоянием Байконура, глава космического агентства Казахстана Талгат Мусабаев в декабре предложил отменить соглашение с Россией на его аренду; Казахстан получает от России 115 млн долларов ежегодно», — пишет автор.

Журналист касается проблем «заброшенных зданий, которые формально являются собственностью Казахстана», а также «мусора», падающего на территорию при каждом запуске, и заключает со ссылкой на «Известия»: русские угрожают совсем покинуть Байконур в 2018 году, как только будет готов космодром «Восточный».

Источник: The New York Times

Источник: InoPressa.ru

***

По теме

Back to top button