Общество

«Лада» больше не будет посмешищем

«Иномарка» означает иностранный автомобиль, и в этом названии все еще содержится нечто особенное. А «Лада» воспринимается как член семьи, которого все хорошо знают, но иногда и поругивают. Человек, который должен сделать «тете Ладе» лифтинг, расположился в коричневом здании на территории завода. Его зовут Стив Мартин. И он уже разрабатывал модели для Mercedes и Volvo.

Фото Пресс-центр ОАО АВТОВАЗ

Тольятти — Для многих людей автомобили «Лада» представляют собой недоразумение на колесах. Эти небольшие машины с безнадежно устаревшей техникой выглядят архаично, однако теперь ситуация должна измениться: после десятилетий хаоса, бесхозяйственности и коррупции Кремль намерен создать солидную автомобильную марку. Помощь в реализации существующих планов должен оказать бывший звездный дизайнер компании Daimler.

Кабинет Игоря Комарова, главы российского автопроизводителя «Лада», находится на этаже для членов правления в административном здании этого предприятия. Центральный офис российской компании возвышается над Южным шоссе расположенного на Волге города Тольятти. Эта 95-метровая башня смелого голубого цвета является символом решительной борьбы за выживание российской автомобильной индустрии. Архитекторы запланировали строительство этой высотки в 60-е годы, в 70-е годы был возведен ее стальной скелет. Затем работы были остановлены из-за недостатка финансовых средств, и только в конце 90-х годов строительство было продолжено. И в 1995 году, спустя четверть века после начала планирования, компания «Лада» получила свою новую штаб-квартиру.

Три года назад, в самый разгар кризиса, Владимир Путин назначил Комарова руководителем АвтоВАЗа. По поручению Кремля этот загорелый менеджер должен, наконец, навести порядок на долгострое под названием «Лада». После долгих лет, в течение которых из Тольятти поступали неутешительные вести. В 80-е годы компания «Лада» находилась в агонии, как и другие предприятия в других частях умиравшего Советского Союза. В 90-е годы сомнительные дельцы определяли судьбу автомобильного завода. И так продолжалось до 2009 года, когда начали проводиться решительные реформы.

К 2020 году это государственное предприятие должно удвоить продажи и довести их до 1,5 миллиона в год. Президент Путин хочет создать эффективную автомобильную отрасль, которая должна будет потянуть за собой другие сектора, в том числе машиностроение. «Создание автомобилей — это такая отрасль промышленности, которая определяет технологическое развитие страны», — подчеркивает глава компании «Лада» Комаров.

Кремль предотвратил банкротство

Теперь «Лада» нагоняет то, «что мы должны были начать еще 25 лет назад», отмечает официальный представитель предприятия Игорь Буренков. В качестве лидера инноваций эта компания пока замечена не была. Во время своего основания в 60-х годах прошлого века ноу-хау, станки и готовые модели были закуплены у итальянского концерна Fiat. Когда в 1991 году Советский Союз прекратил свое существование, завод производил в основном чуть модернизированную версию Fiat 124 1996 года.

Мужчины и женщины, работающие в Тольятти на двух конвейерах длинной в 1,7 тысячи метров, и сегодня еще одной ногой находятся в прошлом. Одна из разработанных концерном Fiat сборочных линий еще продолжает действовать, и там, как 50 лет назад, дубовые доски покрывают пол. В нескольких метрах от этого места рабочие уже снимают старое деревянное покрытие, и там будет располагаться вторая (приобретенная недавно за 400 миллионов евро) модернизированная линия по сборке автомобилей марки Renault и Nissan. Французы еще в 2008 году приобрели 25% акций компании «Лада», а к середине 2014 года доля французско-японского альянса в активах предприятия составит уже три четверти. Но и после этого российскому заводу еще грозило банкротство, которое не смогли бы предотвратить и иностранные партнеры.

В 2009 году количество проданных автомобилей сократилось с 800 тысяч до всего лишь 300 тысяч. В августе конвейеры предприятия остановились. Без продаж не было и денег для того, чтобы расплатиться с поставщиками и кредиторами. Таким образом, концерн стал банкротом, но он был слишком важен, чтобы перестать существовать. Профсоюзы предупреждали о грозящей «гуманитарной катастрофе». 75% промышленности города Тольятти приходилось на автомобильное производство. Если завод умрет, то умрет и город с его населением в 700 тысяч. Так оценивалась сложившаяся ситуация.

Москва заплатила большую цену: 78 миллиардов рублей составила государственная помощь, приблизительно 2 миллиарда евро или 30 тысяч евро за каждое спасенное рабочее место. До кризиса на заводе «Лада» было 102 тысячи сотрудников, а сегодня — 66 тысяч. Это предприятие избавилось тогда от балансового балласта в виде сетей городского отопления, что было наследием советской плановой экономики.

Анекдот о ванной

В кабинете у пресс-секретаря Игоря Буренкова работает телевизор. Государственный телеканал расхваливает новую модель «Лада Гранта Спорт». Однако этот автомобиль выглядит таким же современным, как произведенный в последний раз в 1998 году Ford Escort. Тем временем Буренков не выпускает из рук свой iPhone и отвечает на звонки – он находится на переднем краю борьбы, которую компания «Лада» после своего нового старта должна обязательно выиграть. Это борьба с испорченным имиджем.

Буренков знает бесчисленное количество анекдотов. Вот один из них: Что общего между «Ладой» и ванной? — Ни из той, ни из другой не вылезешь, когда смотрят люди.

Эта шутка обозначает ту дилемму, перед которой находится компания «Лада». Эта марка исключительно хорошо известна в России, однако ее считают некачественной. Для большинства из сегодняшних 750 тысяч покупателей новых автомобилей этой марки только один аргумент является решающим: покупку другой машины они не могут себе позволить. В среднем модели из Тольятти примерно на четверть дешевле, чем, например, седан VW Polo.

Однако в среднем классе низкие цены уже давно не работают. В 2007 году в этом городе на Волге было прекращено производство модели более высокого класса под названием «Надежда». За восемь лет было продано всего 8 тысяч машин. Тот, кто имеет деньги, предпочитает покупать иностранный автомобиль.

Борьба против иномарок

«Иномарка» означает иностранный автомобиль, и в этом названии, по мнению пресс-секретаря Буренкова, все еще содержится нечто особенное. А «Лада» воспринимается «как член семьи, которого все хорошо знают, но иногда и поругивают».

Человек, который должен сделать «тете Ладе» лифтинг, расположился в коричневом здании на территории завода, в Научно-техническом центре. Его зовут Стив Мартин (Steve Martin), он британец. И он уже разрабатывал модели для компаний Mercedes и Volvo. Мартин, как он сам говорит, хочет «изменить наследственность» автомобилей «Лада». В 2015 году на рынке должна появиться его первая модель, и еще пять планируется запустить в производство до 2020 года.

Проекты Мартина уже сейчас выглядят более динамично, чем все те автомобили, которые когда-либо сходили с конвейеров завода в Тольятти. Пробная модель X-Ray была, естественно, показана на Красной площади, в самом сердце российской столицы. Эта сцена была непривычной не только из-за самой новой модели автомобиля: в Москве за последние годы почти все машины марки «Лада» были выдавлены из общего облика города.

Оригинал публикации: Russischer Autobauer Lada: Nie mehr Lachnummer
(«Der Spiegel», Германия)

Опубликовано: 09/04/2013 14:47

InoSMI

*

По теме

Back to top button