Люди и общество

«Я так думаю!» Краевед и историк А.Н.Завальный

— Темы истории, краеведения актуальны, важны в нашей жизни. Может быть потому, что гражданская война продолжается до сих пор Наша жизнь и вся российская история настолько политизированы, что очень часто возникают вопросы, на которые нужны ответы специалиста.

Мы в редакции «Самара today» рады приветствовать очень интересного, замечательного самарца, многие его знают, это наш краевед Александр Никифорович Завальный. И тема истории, тема краеведения, она актуальна и мы довольно часто в наших программах ее упоминаем и она важна в нашей жизни. Может быть потому, что гражданская война продолжается до сих пор, как вы сказали, потому что настолько политизирована была и есть наша российская история, что возникают очень часто различные вопросы, на которые нужны ответы специалиста. Я думаю, что таким человеком, авторитетным специалистом бесспорно является Александр Никифорович Завальный. Итак, про гражданскую войну, которая в наших головах продолжается.

— Я начну не с гражданской войны, я начну с соглашения, которое подписано между правительством Российской Федерации и Чешской республикой еще в 1999 году и которое касалось воинских захоронений. Обе стороны обязались содержать их в порядке, я думаю, что для нас это очень важно, потому что на чешской земле, наверное, не десятки, а сотни тысяч могил русских, советских воинов.

Вспомним Аустерлицкое сражение, связанное с образом Андрея Болконского, любители литературы сразу вспомнят. Мы потерпели поражение в этой битве с Наполеоном, тысячи солдат наших были похоронены, на чешской земле. Оно происходило около города, который сейчас называется Славков, в Чехии.

Потом Первая мировая война, когда десятки тысяч наших солдат умерли в австрийских концлагерях, чехи хоронили и бережно ухаживали и ухаживают за их могилами, наконец, Вторая мировая война. И, получается, что российская сторона была крайне заинтересована в этом соглашении. Кто-то должен был ухаживать, кто-то должен был содержать в порядке могилы наших солдат, чтобы их потомки могли приехать и поклониться праху своих славных предков.

Понятно, что нужен был и обратный шаг, а именно – мы взяли на себя обязательства ухаживать за воинскими захоронениями и надгробными сооружениями чешских воинов, которые погибли на российской земле. Если спроецировать на Самару, то это легионеры, знаменитые легионеры чехословацкого корпуса, которые в 1918 году сделали Самару, по сути дела, столицей небольшевистских сил России. Теперь немножко истории. В 1914 году началась Первая мировая война, против России и ее союзников, Англии и Франции, воевала Германия, Австро-Венгрия. В Австро-Венгрию входили территории многих, в будущем славянских государств: и территория Хорватии, и Словакии, и Словении, и Чехии, и Закарпатской Украины.

Чехи обладали большим экономическим потенциалом, страна была с богатой историей до начала XVII века, когда она была завоевана немцами. В результате Тридцатилетней войны происходили страшные опустошения, Чехия потеряли очень много жителей, но, тем не менее, все эти двести лет жила у чехов надежда на то, что получат они освобождение. Многие из чехов ориентировались как раз на Россию, как на защитницу славянства.

Это протестное движение против Австро-Венгрии, оно глубокие корни имеет.

— Оно очень имело глубокие корни, чехи всегда считали немцев, австрийцев (по сути дела это одно и то же) завоевателями, было сильное национально-освободительное движение. Десятки чешских имен вписаны в историю этого национально-освободительного движения, считаются героями. И, когда началась Первая мировая война, то чехи, прежде всего те чехи, которые эмигрировали в Россию, стали уже российскими гражданами, жили на территории Волыни, в частности, и других губерний, поставили вопрос о формировании чешских дружин, которые сражались бы на стороне русских за освобождение Чехии.

Естественно, Россия была в этом заинтересована, формировались и польские воинские части, и другие иностранные контингенты. Россия выступила как объединяющее начало всех славянских народов, находящихся под чужеземным игом.

Чехи проявили себя очень хорошо в боях, и к 1917 году был сформирован чешский корпус, порядка 40 000 человек. Они храбро в сражениях, особенно в битвах под Зборовом и Бахмачем, когда только несколько русских частей и чехи смогли сдержать натиск немецкой армии и смогли спасти огромные материальные ресурсы. Остальные наши части, к сожалению, бежали. Там было продовольствие, там было вооружение. Кстати, и многие чехи, в том числе Ярослав Гашек, который сражался в составе чешского корпуса, были награждены российскими орденами и медалями.

Но в марте 1918 года Россия заключает Брестский мир, похабный Брестский мир, который сейчас получает однозначную оценку, как предательство национальных интересов России. Мы предаем своих союзников, англичан, французов и идем на сепаратную сделку с кайзером.

Но чехи не заключали Брестского мира, они хотят дальше сражаться за независимость своей родины и тогда, по согласованию с немцами, мы отправляем чехов во Владивосток. Хотите сражаться? Пожалуйста, езжайте во Владивосток, грузитесь на пароходы, плывите во Францию и там сражайтесь.

Представляете, сколько месяцев должен был занять этот путь? Но куда деваться, чехи согласились. Поскольку все было сделано очень оперативно, чехи погрузились в эшелоны, эшелоны тронулись в дорогу. Немцев, естественно, это огорчило. И они опять надавили на советское правительство, эшелоны были остановлены, началось разоружение чехов, начались нападения, стычки с чехами. В это время по соглашению с кайзером мы освобождаем огромную массу, до миллиона, военнопленных австрийской и немецкой армий, которые должны двигаться в обратном направлении в Германию, к кайзеру. Кайзер собирался дать им оружие и бросить на западный фронт против французской и английской армий.

Все это вместе привело к тому, что произошли столкновения, и Советы приняли сторону австрийцев, немцев, мадьяр. А чехи посчитали, что большевики – это ставленники немцев и надо защищать от них русский народ, заодно заблокировать миллион немцев и австрийцев, которые движутся на помощь кайзеру.

Было спровоцировано несколько столкновений и началось, как сейчас написано в Большой Российской энциклопедии, выступление чехословацкого корпуса, слово «мятеж» в настоящее время не принято употреблять. В Самаре в это время, в 1918 году, к маю месяцу, находилось несколько членов Учредительного собрания. Учредительное собрание – это всесословный орган, который должен был решать судьбу России. Планировалось, что он соберется в 1917 году, потом перенесли на 1918 год.

Почему большевики подсуетились в конце октября? Чтобы до Учредительного собрания захватить власть. Власть они захватили, но это вызвало крайне негативную реакцию в российском обществе, и они вынуждены были согласиться на созыв собрания. «Ладно, хотите Учредительного собрания? Давайте проведем!». И в январе 1918 года в Таврическом дворце состоялось это собрание. Оно выступило против захвата власти большевиками.

Но тут “Караул устал.

— Тут караул устал. Демонстрация, которая началась в поддержку собрания, была расстреляна, само собрание разогнано. Члены Учредительного собрания, разъезжаясь, договорились, что в первом освобожденным от большевиков городе, они создают свой комитет, прообраз будущего Учредительного собрания и продолжают дальше демократические преобразования в России. И вот делегация от тех членов Учредительного собрания, которые находились в Самаре, двинулась в Пензу, где в то время стоял один из эшелонов чехословацкого корпуса и упросили, буквально упросили чехов войти в Самару и помочь избавиться от большевиков. Что в это время проходило в Самаре? В Самаре происходили реквизиции.

Национализация.

— Национализация. Да и отношение, скажем так, большевиков к состоятельным самарцам, можно здесь проиллюстрировать. Был такой самарец Вырыпаев, который потом прославился в сражении с «красными», стал сподвижником Каппеля. Он рассказывает, что на одном из собраний любимая женщина Куйбышева, одна из любимых женщин, Евгения Самойловна Коган, предложила: «Вот, давайте определим, где живут самые состоятельные люди, сформируем группы по 10-12 человек и ночью всех вырежем, вплоть до грудного младенца». Как при царе Ироде.

Куйбышев все-таки мужик был, мозги-то работали, он говорит: «Ну, пятнадцать семей вырежем, а потом? Потом вся Самара против нас будет». Вот отношение большевиков к тому народу, который они хотели с собой позвать и построить для него светлое будущее. Более того, когда только раздались первые выстрелы чехов, еще до штурма Самары, Куйбышев позорно бежал.

На корабле.

— На корабле бежал, его заклеймили как дезертира, он вернулся. Чехи начали наступление, он второй раз бежал, с той же самой Евгенией Самойловной Коган, так что оборона города не была в надлежащих руках. К тому же в городе существовала офицерская организация, которая, когда чехи подошли к Самаре, начала боевые действия. Изнутри, из города ударили офицеры, когда подошли чехи. Стоит сказать, что в рядах чешского корпуса было немало русских офицеров, потому, что не хватало кадрового состава и, естественно, привлекались офицеры русской армии.

Буквально в тот же день в Самаре уже провозглашена была власть Учредительного собрания. 8 июня произошли эксцессы при взятии Самары и, в основном, скажем так, инициаторами, выступали сами самарцы.

Комуч это называлось.

— Целая толпа самарцев, обезумевших, от нескольких месяцев пребывания коммунистов у власти, носилась за ними, отлавливала их и уничтожала на месте. Чехов встречали с цветами, с музыкой, с флагами. Чехи пытались каким-то образом, если попадался пленный, довести его до тюрьмы и оградить от толпы. Даже известны воспоминания самарских большевиков, как вот один, Бакаев его фамилия, рассказывал как за ним бежали меньшевики, эсеры: «Зачем ведете, дайте ему два патрона». Но у чехов не было приказа расстреливать. Вели, например, председателя ревтрибунала Венцека Франциска Ивановича и Ивана Ивановича Штыркина, который занимался переселением богатых людей в менее комфортабельные условия. Толпа набросилась, отшвырнула чешских конвоиров и растерзала пленных на месте. Это произошло на улице Заводской, которая сейчас называется улица Венцека.

В городе была провозглашена власть Комитета членов Учредительного собрания. Естественно, не могло быть само Учредительное собрание, потому что их было только пять человек. Они себя и назвали «Комитет членов Учредительного собрания». Потом приехали со всех концов России, их стало 100 человек, даже больше ста человек.

Самара стала центром большой территории, где находилось несколько губерний.

— Несколько губерний, Самара была провозглашена столицей Российской Демократической Федеративной Республики. В Москве, Питере была Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, здесь была Российская Федеративная Демократическая Республика.

Что интересно? Во главе Комуча стояли в основном эсеры, немножко меньшевиков, флаг был красный, обращение – товарищ, то есть, это были революционеры, те же самые революционеры, и они выступили с заявлением, что мы не с красными, мы не с белыми, мы осуждаем и красный террор, и красную диктатуру, и белый террор, и белую диктатуру. Четыре месяца Комуч пытался, балансируя на грани, найти какие-то точки соприкосновения, решить как-то вопросы социальные, классовые, добиться примирения различных слоев населения, не допустить развязывания гражданской войны. Но в стране уже главным аргументом становился свинец, и Комуч был неудобен ни красным, ни белым.

С одной стороны наступала Красная армия, вынуждены были уйти Народная армия Комуча и чехи Самары, с другой стороны – Колчак репрессировал тех членов Комуча, которые выехали в Сибирь. Кстати, во главе Народной армии стоял Владимир Оскарович Каппель, тот самый, знаменитый, которого самарцы знают по фильму «Адмирал». Он командовал самарской армией и прославился во многих военных операциях. Четыре месяца Комуча – это, действительно, была эпоха.

Когда мне довелось в 1995 году водить по городу Александра Исаевича Солженицына, мы проходили мимо дома Наумова, там потом Дворец пионеров был. Я ему говорю: «Вот здесь находился Комуч». Он в ответ: «Пошли! Обязательно посмотрим! Обязательно!». Сказал очень интересно: «Конечно, они были очень наивные люди, они заблуждались, они ошибались, они дров наломали, но они хоть не воровали!». Вот это я запомнил очень хорошо. Разумеется, были романтики революции, которые считали, что им удастся не допустить гражданской войны в стране.

И, поэтому, когда сейчас стоит вопрос о реализации того самого постановления между Чехией и Россией, о памятниках, о памятных знаках на могиле чешских легионеров, естественно, мы говорим о территории Всесвятского кладбища, где похоронены, кстати, много самарцев, в том числе мать Шаляпина, это территория кабельного завода и парка Щорса. Здесь стоит и памятник красноармейцам, там же была и могила чешских воинов.

Причем, что удивительно, хоронили в гражданскую войну рядом и красных, и белых, ни у кого не было даже в голове о том, что там были враги. Были враги, но потом-то они погибли, смерть уравняла всех. О чем разговор? Поставить памятный знак, скорее всего, это будет геометрическая фигура с выбитыми фамилиями тех легионеров, которые захоронены на самарской земле, и совершить акт примирения. Все, война закончилась! В свое время генералиссимус Франко в Испании, через короткое время после окончания гражданской войны, похоронил всех вместе – и республиканцев, и монархистов, и сделал один общий памятник с надписью: «Они все были испанцами».

И на этом фоне, конечно, удивительно, когда кто-то из журналистов и людей пишущих , позволяют себе некорректные действия, публикуют неизвестно откуда взятые цифры о том, что чехи здесь расстреляли тысячи человек, производили какие-то садистские действия, сжигали целыми селениями.

В одной из газет публикуется фотография, которая наделала много шума. Название называть не буду. Под фотографией подпись, что это белочехи позируют на фоне рва с расстрелянными красноармейцами. Вы зайдите в интернет, фотография очень известная, по ней проведено целое расследование. Восходит эта фотография к открытке. В открытке было написано: «Погибшие бойцы восьмого полка после боя на Уссурийском фронте. Их обезображенные тела были предметом отчета о большевистских зверствах, Уссурийск 1918 год».

— Короче, все наоборот.

Совершенно все наоборот! Да!

— Да, это Уссурийск, это Дальний Восток. После боя красноармейцы, может, во время боя, надругались над телами чехословацких легионеров. На фотографии стоят легионеры, они плачут, они без оружия, они прощаются со своими товарищами. Зачем же писать, что они позируют на фоне расстрелянных красноармейцев? Такие вещи, конечно, недопустимы и провоцируют негативные эмоции, провоцируют межнациональную конфликтную ситуацию. Я думаю, что это не нужно. Самара – город здравомыслящий, самарцев толкнуть на какой-то безрассудный поступок очень трудно, Это здоровый купеческий консерватизм, я считаю, он имеет позитивное начало и удерживает нас от глупостей.

Когда надо, Самара способна заявить о себе. Вспомним, мы собрали порядка 80 тысяч подписей за возвращение имени «Самара», и Александр Васильевич принимал в этом живое и мудрое участие, огромное спасибо ему за это. Вспомним, когда нужно было изгнать Муравьева, прошло два митинга. И ведь как стояли люди! Стройно, дисциплинированно, ни пьяных не было, ни провокационных выкриков не было!

Долой!

— Долой и все! Потом опять: «Долой!» и все. После второго митинга отправили Муравьева куда нужно. Но ведь гражданская война в Самаре, революция 1917 года, 1918-й год – все это происходило довольно бескровно. Один раз только, в 1919 году, Самарская губерния оказалась втянутой по-настоящему в большую истребительную войну. Это, когда в марте 1919 года мужики Самарской и Симбирской губерний, до 150 тысяч человек, устав от большевистских продовольственных отрядов, от зверств, издевательств, подняли антикоммунистическое восстание. Участников было больше, чем армия Степана Разина, чем у Пугачева, чем в Крондштадском мятеже, чем в антоновщине.

Крестьян подавили пулеметами, пушками, революционными интернациональными отрядами. К слову, большевики понимали прекрасно, что в глазах очень многих они выглядят как союзники немцев, как предатели русского народа. На кого они сделали ставку? Они сделали ставку, естественно, на тех военнопленных австрийской, немецкой армии, которые ненавидели русских, которые с удовольствием вступили в красную гвардию и убивали русских только потому, что они были русскими, не разбирая, белые или красные. Ну, разрешили, все, мы будем убивать. Причем, немцы на это, как говорят, даже давали негласное «добро».

Александр Никифорович, я даже думаю, что стоит, может быть, такую вещь сказать, что Самара, Куйбышев – это вообще место, где многое построено на костях людей, которые воздвигали гиганты экономики, промышленных предприятий, созданные подневольным трудом.

Никаких памятников, никаких могил, вообще никаких упоминаний даже об этом!..

— Я пытался уже поднимать вопрос, чтобы поставить памятник тем самым крестьянам, которые с вилами шли на пулеметы, с вилами шли на пулеметы, на бронепоезда. Для подавлений крестьянских восстаний, как-то об этом не говорят, большевики мобилизовали и дали ружья в руки примерно 85 тысячам мадьяр. Озлобленных мадьяр, которые с удовольствием шли и вытворяли все, что угодно.

И еще очень интересный момент. Уже в двадцать, по-моему, первом году, был такой случай. Токарь Зубков подал заявление о выходе из партии и обосновал чем? Что красноармейцы зверствовали и творили безобразия больше, чем сами чехи. Это же надо додуматься до этого!

И к истории самарско-чешской связи. Когда у нас был голод, это 1921 год, чехи взяли себе на пропитание десять тысяч самарских детей, кормили, поили, содержали в порядке. Это довольно-таки широкий жест.

Да, нам помогали представители разных стран, но чехи внесли, пожалуй, самое большой вклад. В 1941 году здесь, под Куйбышевом, формируется армия, будущая чешская армия, в лице пока батальона, которым командовал Людвиг Свобода, опять-таки, будущий президент Чехословакии, это тоже укрепляет связи Самары и Чехии. Формировался он на территории Приволжского округа, а сам Свобода часто бывал в Чешском посольстве, которое находилось тогда здесь, в Куйбышеве, если не ошибаюсь, на улице Фрунзе. Конечно, история такая сложная штука, что, если мы выдернем какой-то один факт, его можно и так представить, и так, но, если взять все в контексте тех событий, которые происходили, то у чехов действительно просто не было выхода.

Люди сражались в составе другой армии, сражались за свободу свою и свободу России. И, когда их предали, они хотели продолжать дальше воевать за свою независимость, их, по сути дела, спровоцировали на выступления, ну, а дальше… А дальше произошло то, что могло произойти – начались столкновения, начались бои, были жертвы. Я допускаю даже, что были эксцессы, но война – это суровая вещь и с той и с другой стороны, тем более, когда боевые действия были перенесены к Дальнему Востоку.

Сейчас, спустя сто лет, это уже не политика, это история. И, если мы хотим быть цивилизованными людьми, некоторым самарцам это слово не всегда нравится, если мы просто хотим быть людьми, если хотим, чтобы по-человечески относились к нашим павшим бойцам и красной армии, и российской армии, наверное, те же самые чехи вправе ожидать от нас подобного отношения к могилам своих соотечественников. Мы же хотим остаться людьми? Я надеюсь, что да. И, если этот памятник появится, я надеюсь, что он появится где-то в апреле-мае, то мы с пониманием отнесемся к этому, ведь это памятник истории. Истории Самары, того периода, когда она была столицей демократических сил России.

Спасибо. Сегодня в редакции «Самара today» мы принимали известного самарского краеведа Александра Никифоровича Завального. Спасибо.

— Спасибо вам.

————————-

***

По теме

Back to top button