30 августа 1880 В 90 верстах от Самары был торжественно открыт Александровский железнодорожный мост через Волгу.
30 августа 1889 На Алексеевской площади открыт памятник императору Александру II.
30 августа 1896 В Вознесенском соборе Самары Алексей Пешков повенчался с недавней самарской гимназисткой Катей Волжиной, которой только что минуло двадцать.
————-
Памятник Императору Освободителю
30 августа 1889 года в Самаре на Алексеевской площади был открыт памятник императору Александру II. Впервые мысли об установке в Самаре такого памятника стали высказываться еще во время празднования двадцатилетия царствования императора в 1875 году. Однако окончательно идея создания мемориала сформировалась только через четыре года, когда самарцы готовились к следующему юбилею – 25-летию восхождения государя на российский престол.
В связи с этим 27 ноября 1879 года на заседании Самарской городской думы была образована специальная комиссия по выработке предложений к юбилею, в которую вошли десять гласных, в том числе и П.В.Алабин, а председательствовал в ней городской голова М.Н.Назаров.
Сбор предложений проходил достаточно долго, и окончательное решение о сооружении на Алексеевской площади памятника Александру II Самарская городская Дума приняла только 26 марта 1881 года, уже после трагической гибели императора от бомбы террориста. На подготовку и утверждение проекта памятника, а также на поиск средств на его создание городским властям понадобилось еще свыше семи лет. Только 8 июля 1888 года, в день Казанской иконы Божией Матери, на Алексеевской площади состоялась закладка памятника по проекту столичного скульптора академика Владимира Шервуда.
На все работы по возведению мемориала времени ушло гораздо меньше, чем на его обсуждение и проектирование. В 1888 году в центре Алексеевской площади был разбит удобный для прогулок сквер круглой формы диаметром 38 метров с клумбами и фонтаном. В центре сквера вскоре установили каменный постамент для скульптуры Александра II. А само торжественное открытие памятника состоялось 30 августа 1889 года. Самарский губернатор А.Д.Свербеев перерезал ленточку, которая удерживала белое полотнище, и взорам присутствующих предстало скульптурное изображение императора. Сразу же после этого мемориал был освящен самарским епископом Серафимом.
Воплощенный в бронзе государь был изображен стоящим в форменном пальто и фуражке. На постаменте памятника, у ног императора, автор запечатлел четыре исторических сюжета, олицетворяющие собой четыре величайших события царствования Александра II: освобождение крестьян от крепостной зависимости, покорение Кавказа, освобождение братьев-славян от турецкого ига и присоединение к Российской империи обширных районов Средней Азии.
Еще на двух щитах золотом здесь были прописаны и некоторые другие деяния великого царя-реформатора, совершенные им во благо нашего Отечества. В их числе — присоединение к России Приамурского края, отмена телесного наказания, создание земских учреждений, гласное судопроизводство, всесословная воинская повинность. Все фигуры мемориала были выполнены из чеканной бронзы, а пьедестал — из финского гранита.
С момента открытия памятника Алексеевская площадь стала главной площадью нашего города, где в выходные дни любили прогуливаться сотни самарцев. Сюда не только приходили жители соседних кварталов, но и целыми семьями приезжали с городских окраин и даже из сельской глубинки. Сама же Алексеевская площадь считалась наиболее благоустроенной в городе, а постоянно работающий в летнее время фонтан долгие годы и вовсе был единственным в Самаре. При этом регулярная поливка площади водой быстро превратилась в эдакую забаву для дворников. «Самарская газета» об этом писала так: «Поливая площадь, они в шутку обливают проезжавших лошадей, которые, испугавшись, несутся как очумелые и разбивают телеги, а заодно достается и прохожим».
В 1895 году через Алексеевскую площадь прошла линия конной железной дороги (конки), которая огибала прилегающий к памятнику сквер. Спустя еще 20 лет к мемориалу были проведены также и трамвайные рельсы, которые шли вниз по Заводской улице (ныне улица Венцека) и заканчивались тупиком у самарских пристаней.
В 1917 году, вскоре после отречения от престола Николая II, памятник царю-освободителю на Алексеевской площади был забит досками. В таком виде мемориал встретил приход в наш город власти Комуча, при котором скульптура Александра вновь была открыта и предстала взору горожан. Однако почти сразу же после возвращения в Самару большевиков скульптура царя и все бронзовые детали постамента были отсюда сняты и отправлены на переплавку, а саму Алексеевскую площадь новые городские власти переименовали в площадь Революции. Отметим, что есть и другие версии этой истории. Так же как есть энтузиасты, считающие, что поиск утраченной бронзовой фигуры императора, снятой с постамента памятника нужно продолжать, изучая, в первую очередь, архивные документы советского времени, которые велись довольно скрупулезно.
Без какого-либо применения постамент возвышался над опустевшим сквером вплоть до 7 ноября 1927 года, когда на нем установили бронзовую фигуру В.И. Ленина работы скульптора М.Г.Манизера. Здесь эта скульптура стоит и по сей день, хотя в городе все сильнее поднимает свой голос монархическое движение, требующее от властей возвращения памятника Александру II на его законное место. Хотя другие любители старины и социальной справедливости считают, что возможно восстановление памятника истории в другом варианте.
—————
Вот как описывается открытие памятника в старых хрониках:
30 августа 1889 г. На Алексеевской площади Самары открыт памятник Александру II. Он сооружен по проекту архитектора и скульптора В.О.Шервуда. Стоимость памятника составила 74 тысячи рублей. Торжества проходили так. На мраморный пьедестал легли венки от губернского земства, купеческого собрания, дамского комитета Российского общества Красного Креста. Расквартированные в Самаре войска прошли по площади церемониальным маршем. На праздничном обеде в зале коммерческого клуба оглашены поздравительные телеграммы от князя Черногории Николая, сербского митрополита Михаила, от славянских благотворительных обществ Киева, Одессы, командиров Гурийского и Либавского полков.
————-
Губернатор Б.П.Обухов
30 августа 1865 года Самарским губернатором назначен действительный статский советник, камергер Двора Его Императорского Величества Борис Петрович Обухов.
Борис Петрович родился 23 ноября 1820 года в семье дворянина Самарской губернии. Учился в Царскосельском лицее, но не окончил его, и восемнадцатилетний юноша стал служить в Пензенском губернском правлении. Круто изменила его жизнь женитьба. Он сразу стал самым богатым помещиком Самарской губернии, принял на себя обязанности почетного смотрителя Самарского уездного училища, стал помогать ему материально.
Богатство во все времена определяло общественное положение его обладателя. Вот и Борис Петрович оказался в числе самых знатных людей, приглашенных на торжественный обед в январе 1851 года по случаю образования Самарской губернии. Дворянское собрание избирает его в мае того же года в состав депутации, которой поручили выразить императору Николаю I благодарность от самарского общества.
В 1858 году император Александр II приказал приступить к составлению проекта Положения « Об устройстве и улучшении быта помещичьих крестьян». Участвовали в этой работе дворяне и Самарской губернии, избранные в специальный комитет. Интересы либералов в нем представлял Ю.Ф. Самарин, а консерваторов – Б.П. Обухов. Найти компромиссное решение стороны не смогли, и в столицу они повезли два проекта освобождения крестьян. Там они вместе работали несколько месяцев в редакционной комиссии.
После этого карьера Бориса Петровича стала складываться стремительно. В 1861 году он избирается губернским предводителем дворянства, производится в надворные советники, а в августе 1863 года ему присваивается звание Камергера Двора Его Императорского Величества. А 30 августа 1865 года назначается Самарским губернатором.
Первые месяцы губернаторства Бориса Петровича отмечены волнениями удельных крестьян в Николаевском, Ставропольском уездах. Они не хотели выкупать земли, требовали дарственного надела. Коллективная порка не имела успеха. И только когда у крестьян стали отбирать скот, их удалось утихомирить.
Надо сказать, что несколько раньше, в феврале того же года, в Самаре прошло учредительное земское губернское собрание. Первое земское собрание в империи. При всей ограниченности своих прав, земским учреждениям предстояло сыграть огромную роль в организации на местах органов здравоохранения, образования, культуры. К лету формирование местных органов самоуправления было в основном завершено, иБ.П. Обухов докладывал Министру внутренних дел: « Могу удостоверить, что Самарская губерния оправдала доверие Вашего Высокопревосходительства при назначении ее ранее прочих для исполнения воли государя императора».
Успешная работа Самарского губернатора не осталась незамеченной в Министерстве внутренних дел. В октябре 1866 года Б.П. Обухов был переведен в Псков, затем он возглавлял Пермскую губернию. В 1870 оказался в Петербурге, где получил должность товарища (заместителя) Министра внутренних дел.
Скончался Борис Петрович Обухов 23 июня 1885 года.
————-
30 августа 1880 г. был торжественно открыт Александровский железнодорожный мост через Волгу, в то время, самый большой в Европе
30 августа 1880 г. В 90 верстах от Самары был торжественно открыт Александровский железнодорожный мост через Волгу. Построенный по проекту инженера путей сообщения Николая Аполлоновича Белелюбского, мост поражал воображение современников. Его длина составляла 1436 м, и он долгое время считался самым большим в Европе. Ведущие иностранные технические журналы дали его подробное описание уже в 1880 году. Писатель и путешественник Е.Л.Марков писал, что мост «составляет славу русского строительного искусства, и сама Европа признает это. В целом мире сыщется мало сооружений, которые могли бы стать наряду с ним по своей грандиозности».
Работы по строительству моста были начаты в июле 1875 года под руководством полковника А.Е.Струве, но в ноябре он отказался от них, так как одновременно строил мост на Неве. Все остальное время строительством руководил инженер Михайловский. Непосредственным производителем работ с самого начала и до их завершения (с июля 1875 по август 1880 года) был инженер В.М.Березин.
Суровый нрав зимне-весенней Волги заставил проектировщика моста инженера профессора Н.А.Белелюбского дважды переделывать проект, поэтому и строительство первые два года шло вяло. Первый кессон (сооружение для работы в воде, своего рода камера, в которой нет воды) был опущен в Волгу 11 августа 1877 года, а уже 30 августа 1880 года в весьма торжественной обстановке мост был открыт. Министр путей сообщения Российской империи, генерал-адъютант Посьет объявил о наименовании его Александровским, о «выбитии в память сего события (открытия моста) особой медали» и перерезал широкую голубую ленту со сделанной на ней золотом надписью «Александровский мост через р. Волгу». Освятил мост епископ Серафим, присутствовали при открытии самарский губернатор Свербеев и многие другие именитые особы.
На обеде, посвященном этому событию, П.В. Алабин называет мост «исходной точкой того железного пути, которому суждено соединить сеть русских железных дорог с Индией и Китаем, и тем к ореолу, окружающему чело императора Александра II Освободителя народов да присоединится новый луч непомеркающей славы».
Посьет провозгласил тост за императора, а второй – за здоровье рабочих, сотворивших чудо-мост.
Вес железной части моста составил 425 тысяч пудов, а постройка его обошлась в 4 773 487 рублей 32 копейки металлическими деньгами или 7 022 698 рублей 20 копеек кредитными билетами. Впрочем, некоторые цифровые показатели в разных публикациях того времени разные…
Как строили Сызранский мост
Статья с картинками из журнала «Всемирная иллюстрация» (1879 год)
Одно из замечательнейших железнодорожных сооружений нашего времени, возводимых в Росси, есть, бесспорно, мост оренбургской железной дороги, имеющий целью соединить железнодорожным путём два берега реки Волги близ г. Сызрани, что послужит, в свою очередь, соединению железных дорог оренбургской и Моршанско-сызранской.
Длина моста будет 1 верста 176 саж., ширина более 2 саж. Основанием мосту будут служить 12 быков с ледорезами, расположенных на 52 саж. друг от друга расстоянии. Ту же длину, конечно, будут иметь и пролеты моста, внутри которых будет пролегать путь. пролеты эти имеют высоту 5 саж., вес их 408,000 пудов.
Для сборки этих пролётов, привезённых в частях в прошлую навигацию на Волгу к месту постройки моста из Бельгии, по некоторым причинам пришлось сделать особое сооружение, так называемые, подмостки или леса.
————
Другие события этого дня в разные годы истории Самары:
————-
30 августа 1896 г. В Вознесенском соборе Самары Алексей Пешков повенчался с недавней самарской гимназисткой Катей Волжиной, которой только что минуло двадцать. Венчание было полутайным, так как жених ранее был подвергнут церковному наказанию за попытку самоубийства. Обвенчавшись, вечером того же дня молодые отбыли в Нижний Новгород.
О создательнице правозащитной организации «Помощь политическим заключенным» Екатерине Павловне Пешковой чаще всего вспоминают в связи с Горьким, фамилию которого она взяла после венчания и уже больше никогда не меняла.
Окончив гимназию с золотой медалью, она начала работать корректором в «Самарской газете». Там Катя Волжина и познакомилась с журналистом Алексеем Пешковым, уже начавшим приобретать литературную известность. В августе 1896 г. она вышла за него замуж, через год у них родился первенец – сын Максим. Позже, связав себя гражданским браком с Марией Андреевой, Горький расстался с женой, но сохранил с ней добрые, дружеские отношения.
30 августа 1918 г. С разрешения Комуча избран новый Совет рабочих депутатов. Он принял на своем заседании большевистскую резолюцию с требованием всеобщего вооружения рабочих, политических свобод, освобождения политзаключенных, признания декретов советского правительства.
30 августа 1919 г. В Самаре вновь состоялся коммунистический субботник. В нем приняло участие более 500 членов партии, Союза молодежи, беспартийных. Они выгружали дрова с барж на реках Самарка и Волга. Среди участников субботника было и 138 дезертиров, которые пришли на разгрузку дров для губвоенкомата добровольно и даже отказались от ужина.
30 августа 1928 г. В Сызрани начал работу межсоюзный окружной съезд профсоюзов. Три дня 102 делегата съезда обсуждали вопросы о районировании профсоюзов и перспективах дальнейшей их работы, о состоянии промышленности округа. Состоялись выборы окрпрофбюро и комитета страхкассы.
30 августа 1960 г. Постановлением Совмина РСФСР Куйбышевскому металлургическому заводу присвоено имя В.И. Ленина.
О чем писали самарские газеты
30 августа 1919 г. В автотракторных мастерских Самары работает около 500 человек, в том числе 30 женщин. Они ремонтируют автомобили для Красной Армии и тракторы для губернского земельного отдела. Заказы выполняются успешно. У рабочих мастерских есть свой клуб. Силами кружков самодеятельности, состоящих из рабочих и служащих, ставятся спектакли и концерты. Зимой для рабочих организованы технические курсы.
(«Коммуна»)
————