История Самары: 24 апреля. Первое испытание автомобилей (1912), появилась разновидность органа (1890), образован Куйбышевский речной порт (1948)
24 апреля 1912 г. В Самаре состоялось первое в городе испытание автомобилей. Городской комиссией осмотрены три грузовых автомобиля купца Н.В.Мешкова.
24 апреля 1890 г. Дирижер Войцех Главач привез в Самару изобретенный им «армоником». Войцех Главач – органист, дирижер и композитор привез с собой изобретенный им «армоникон» 24 апреля состоялся его концерт, в котором Главач играл на «армонипьяно» (фортепиано, усовершенствованное «армониконом») и «гармониуме» (разновидность органа).
24 апреля 1948 г. был образован Куйбышевский речной порт Волжского грузопассажирского пароходства.
———-
Этот день в истории края.
О звании почетный гражданин
24 апреля 1910 года на 75 году жизни скончался самарский купец 1 гильдии, коммерции советник Яков Гаврилович Соколов.
Газета «Голос Самары» 27 апреля сообщила, что известный миллионер был гласным Самарской городской думы с 1875 года, членом учетного комитета Самарского отделения Государственного банка, губернского и уездного податных присутствий. Назывались его награды: ордена Святой Анны 2 и 3 степеней, Святого Станислава 2 и 3 степеней, Святого Владимира 4 степени, четыре золотые медали. И еще одно важное упоминание: Я.Г. Соколов – почетный гражданин города Самары. Это звание он получил за строительство богадельни.
28 апреля гласные Самарской городской думы собрались на очередное заседание. Городской голова Михаил Дмитриевич Челышев был крайне скуп на слова. Он сказал о кончине гласного, потомственного почетного гражданина Я.Г. Соколова и предложил почтить его память вставанием. Но была весьма существенная разница в звании почетного потомственного гражданина и почетного гражданина города. Оба они присваивались с высочайшего соизволения императора. На этом их родство и кончалось. Претендовать на звание потомственного мог любой купец, служащий торгового дома, промышленного заведения, не опороченный судебными приговорами, не принадлежащий к каким-то вредным с точки зрения государства сектам. Возбудить ходатайство мог сам претендент или организация.
Звания же почетного гражданина города удостаивались граждане только за исключительные заслуги перед городом, и естественно, просьба о такой высочайшей милости могла исходить только от городского общества. Поэтому непонятно, почему городской голова понизил общественный статус Я.Г.Соколова. В 1911 году справедливость восторжествует. Перед зданием основанной купцом богадельни появится памятник, на котором будет написано: «Почетному гражданину г. Самары коммерции советнику Якову Гавриловичу Соколову. Благодарное городское общество».
————
Другие события этого дня в разные годы истории Самары:
24 апреля 1890 г. Дирижер Войцех Главач привез в Самару изобретенный им «армоником». Войцех Главач – органист, дирижер и композитор – второй раз приехал в Самару. Он привез с собой изобретенный им «армоникон» (механическое приспособление, удлиняющее звук фортепиано). 24 апреля состоялся его концерт, в котором Главач играл на «армонипьяно» (фортепиано, усовершенствованное «армониконом») и «гармониуме» (разновидность органа). В концерте принимала участие солистка итальянской оперы Элла Мари.
24 апреля 1893 г. В Самаре, в доме И.И.Жильцова, открылась выставка Самарского художественного кружка. Экспонировались произведения живописи и графики из частных собраний, а также работы учеников рисовальной школы Ф.Е.Бурова.
24 апреля 1912 г. В Самаре состоялось первое в городе испытание автомобилей. Городской комиссией осмотрены три грузовых автомобиля купца Н.В.Мешкова.
(Интересное исследование по этой теме в блоге Павла Попова: Самарский след «красного купца» Мешкова)
Реклама самарских автосалонов с 1912 по 1914 год:
———-
24 апреля 1914 г. Создана Самарская губернская ученая архивная комиссия. Целью ее названо: хранить и научно разрабатывать правительственные, частные и общественные архивы и памятники истории, археологии и этнографии. Председатель комиссии – граф М.Н. Толстой (брат писателя А.Н. Толстого).
24 апреля 1948 г. Создано Волжское грузовое речное пароходство.
ВОЛЖСКОЕ ГРУЗОВОЕ РЕЧНОЕ ПАРОХОДСТВО ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЛОТА И ПОРТОВ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАССЕЙНОВ МИНИСТЕРСТВА МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА (1948 – 1954)
Образовано на основании постановления Совета Министров СССР от 19 апреля 1948 г. № 1271 и приказа Министерства речного флота СССР от 24 апреля 1948 г. № 101 путем преобразования Верхневолжского, Средневолжского и Нижневолжского пароходств в Волжское грузовое речное пароходство Главного управления речного флота Центральных бассейнов Министерства речного флота СССР (г. Куйбышев) и Волжское грузопассажирское речное пароходство (ВГПРП) (г. Горький).
С 1953 г. пароходства стали подчиняться Главному управлению флота и портов Центральных бассейнов Министерства морского и речного флота.
Функции: обслуживание транспортных нужд народного хозяйства и развитие судоходства в пределах р. Волги, а также всех ее притоков (кроме Оки и Камы) от пристани Щербаково (ныне город Рыбинск) до Астрахани.
Ликвидировано в соответствии с приказами Министерства речного флота СССР от 23 декабря 1954 г. № 154 и № 155 путем реорганизации в Куйбышевское линейное пароходство Волжского объединенного речного пароходства (ВОРП) г. Горький.
На пути поиска и создания стройной системы управления речной транспорт претерпел много изменений.
В 1948 году три волжских пароходства преобразованы в Волжское грузо-пассажирское пароходство с центром в Горьком, начальниками которого были В.Н.Карпов и Е.С.Селезнев, и Волжское грузовое пароходство с центром в Куйбышеве (начальники А.В.Николин и В.А.Сабуров).
В 1948 — 58 гг. пароходство получило с завода «Красное Сормово» 77 судов типа «Большая Волга» для грузовых перевозок. Кроме того, на Волгу пришли ледоколы «Дон», «Ока», толкачи типа «Зеленодольск», «ОТА», «Дунайский».
23.12.1954 г. приказом МРФ № 155 создано Волжское объединенное речное пароходство (ВОРП) — крупнейшее речное транспортное предприятие страны во второй половине XX столетия.
Границы ВОРПа простирались по Волге от Рыбинска до Астрахани со всеми ее судоходными притоками: Унжей, Окой, Сурой, Ветлугой, Камой. Протяженность водных путей составляла 6300 км. В состав ВОРПа входили: Горьковское, Куйбышевское, Сталинградское линейные пароходства, а также Вятское пароходство, 17 портов, 98 пристаней, 20 заводов.
Волжское объединенное речное пароходство (1954–1994 гг.)
Новым этапом в развитии Волжского пароходства стало образование в конце 1954 года в г. Горьком Волжского объединенного речного пароходства (ВОРП), объединившего Волжское грузопассажирское пароходство с центром в г. Горьком и Волжское грузовое пароходство с центром в г. Куйбышеве. Целью такого объединения было улучшение работы предприятий речного транспорта, централизация и совершенствование системы управления волжским транспортом.
В состав Волжского пароходства входило 10 речных грузовых портов, десятки судостроительных и судоремонтных заводов.
———
О чем писали самарские газеты
24 апреля 1941 г. Куйбышевский техникум электросвязи получил два телеграфных аппарата СТ-35 «Советский телетайп» (буквопечатающий аппарат) и усовершенствованную испытательную стойку для проверки состояния линий связи. На днях будет приступлено к монтажу этой аппаратуры в учебных кабинетах техникума.
«Волжская коммуна», №96.
———
О событиях этого дня из других источников:
————
Архивы Самарской области
24 апреля в истории губернии и области:
1887 г.. Самарский купец 1-й гильдии С.Л.Аржанов пожертвовал 30 тысяч рублей Константиновской общественной богадельне.
1891 год. В г.Самаре, в здании Благородного собрания, открыта первая выставка картин самарских художников.
1929 год. Самарские музыкальные курсы реорганизованы в областной музыкальный техникум.
1942 год. СНК СССР издал распоряжение о переводе с 1 июня Первой Московской специальной военно-морской средней школы из г.Ачинска Красноярского края в г.Куйбышев.