История Самары: 17 марта. Император поддержал местных судовладельцев (1879), решили поставить памятник Куйбышеву (1935), пуск ракеты-носителя с аппаратом ДС-2 (1962)

17 марта 1879 г. Император Александр II повелел не взимать до лучших времен с пассажиров пароходов сбор в пользу казны. Такой шаг был предпринят с тем, «...чтобы облегчить торговое движение по Волге«, которое могло быть парализовано эпидемией чумы, поразившей города и села в нижнем течении реки, и смягчить потери доходов судовладельцев. * 17 марта 1935 года в Самаре было принято постановление горсовета о постройке памятника В.В.Куйбышеву. Одновременно с проектом памятника предложено разработать проект новой планировки главной площади города. * 17 марта 1962года на космодроме «Байконур» был произведен успешный пуск ракеты-носителя с аппаратом ДС-2 (он же «Космос-1») — первым советским серийным спутником наблюдения, выпущенным в Куйбышеве.

——-

Этот день в истории края.

Памятник Куйбышеву

17 марта 1935 года в Самаре было принято постановление горсовета о постройке памятника В.В.Куйбышеву. Одновременно с проектом памятника предложено разработать проект новой планировки главной площади города.

Имя Куйбышева в то время было хорошо известно всем. В Самаре он руководил местной организацией РСДРП. 27 октября 1917 года, на второй день после победы Октябрьской социалистической революции в Петрограде, именно он провозгласил Советскую власть в губернии. Куйбышев был активным участником гражданской войны. По окончании её трудился на руководящих постах в экономике страны. С ноября 1930 года вплоть до кончины в январе 1935 года работал председателем Госплана СССР. В том же 1935 году Самара была переименована в город Куйбышев.

А через три года в областном центре был открыт памятник Валериану Владимировичу работы скульптора Матвея Манизера. Многометровая фигура Куйбышева предстаёт перед нами в спокойной, уравновешенной позе, в застёгнутом на все пуговицы плаще, в рабочих сапогах, с непропорционально крупной головой — именно такой она была у самого Валериана Владимировича.

———

Этот день в истории края.

Самарские фоторазведчики

17 марта 1962 года на космодроме «Байконур» был произведен успешный пуск ракеты-носителя с аппаратом ДС-2 (он же «Космос-1») — первым советским серийным спутником наблюдения, выпущенным в Куйбышеве.

Первый советский спутник-фоторазведчик был изготовлен еще до полета Гагарина на заводе № 88 в подмосковном городе Подлипки (ныне город Королёв). После его испытаний руководством страны был сразу же поставлен вопрос о серийном производстве таких объектов. Поскольку малые мощности завода № 88 не позволяли организовать их массовый выпуск, Совет Министров СССР своим постановлением № 470-174 от 13 мая 1961 года передал все работы по изготовлению объектов «Зенит-2» и ракет-носителей из Подлипок в ведение завода № 1 Куйбышевского Совета народного хозяйства (впоследствии завод «Прогресс»). При этом конструкторское сопровождение объектов поручалось куйбышевскому филиалу № 3 ОКБ-1 (впоследствии предприятие ЦСКБ).

Вскоре было принято дополнительное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 963-124 от 31 июля 1961 года «Об обеспечении серийного выпуска объектов «Зенит-2» и носителей к ним». Согласно этому документу, Куйбышевский совнархоз и завод № 1 обязывались в 1961-1962 годах выпустить четыре спутника-разведчика, по одному в декабре 1961 года, в марте, апреле и мае 1962 года. Далее в постановлении давались конкретные поручения СНХ РСФСР, Госплану РСФСР и другим министерствам и ведомствам по снабжению завода № 1 комплектующей аппаратурой и оборудованием, гарантирующие сроки изготовления объектов.

В течение второй половины 1961 года куйбышевские предприятия вели подготовку к серийному производству «Зенита-2» и изделия 8А92 (такой шифр в документации имела ракета-носитель для этого объекта). Была изготовлена необходимая оснастка, развернуто наземное оборудование для испытаний объектов, подготовлена барокамера. Изготовление деталей и узлов для первого объекта, имевшего по ведомости общей сборки (ВОС) порядковый номер 7, было завершено к концу 1961 года. Однако полностью собрать объект и передать его на наземные испытания в установленные сроки не удалось из-за отсутствия ряда комплектующих изделий, вовремя не поставленных смежными предприятиями. Поэтому было решено сначала произвести запуск первого объекта «Зенит-2», изготовленного на опытном заводе № 88 в Подлипках, а не в Куйбышеве, как это вначале предполагалась.

Ракету-носитель в модификации 8А92 для этого спутника, как обычно, изготовили на заводе № 1. Ее пуск с «Зенитом-2» на борту был произведен 11 декабря 1961 года. Но если первые две ступени ракеты, вышедшие из куйбышевских цехов, полностью справились со своей задачей, то при включении третьей ступени произошла авария. На участке работы блока Е, изготовленного на заводе № 88, произошел сбой в работе двигателя – прогорели газопроводы, идущие от газогенератора к турбонасосному агрегату. В результате на 407-й секунде полета сработала система аварийного подрыва, после чего обломки ракеты и спутника упали в Якутии, в 100 километрах севернее города Вилюйска. Теперь успех всего проекта зависел только от объектов Куйбышевского производства.

Сейчас можно сказать, что задача постоянного присутствия российских средств наблюдения на околоземной орбите была решена в результате успешного пуска спутника, целиком изготовленного в Куйбышеве. Он состоялся 17 марта 1962 года. Это был опытный образец, в технической документации получивший название ДС-2, а в открытой печати — «Космос-1». Через несколько дней после этого старта на орбиту были также выведены «Космос-2» и «Космос-3». Первые три полета «Космосов» носили целиком испытательный характер и имели своей целью отработку деятельности новой модификации ракеты-носителя, так как после декабрьской аварии 1961 года проводилась углубленная проверка всех систем.

А наблюдение и фотографирование земной поверхности с орбиты начал аппарат «Космос-4», выведенный на орбиту 26 апреля 1962 года. Основную часть своего задания (проверку действия фотоаппаратуры в условиях космического пространства) аппарат выполнил, хотя его полет тоже не обошелся без неполадок. Уже после выхода объекта на орбиту по причине стравливания воздуха из баллонов через клапан дренажа произошел отказ основной системы ориентации, из-за чего спускаемый аппарат был возвращен на Землю через трое суток. И хотя часть полета «Космоса-4» проходила практически в неориентированном режиме, в результате его работы все же удалось получить немало великолепных снимков земной поверхности, в том числе и территории государств — членов НАТО.

———

Другие события этого дня в разные годы истории Самары:

17 марта 1860 г. Пожар на Дворянской улице. В четверг, в 5 часов пополудни, свидетельствуют «Самарские губернские ведомости», от неизвестной причины произошел пожар в холодных деревянных довольно высоких амбарах, принадлежащих к флигелю г. Стобеуса, на Дворянской улице… Пламя быстро охватило крышу строения и при довольно крепком ветре находило обильную пищу в сложенном на сеновале большом количестве сена. Но, несмотря на все эти неблагоприятные данные, быстрыми распоряжениями и дружными действиями полиции, при содействии успевшей прибыть из-за реки Самары пожарной трубы с тремя бочками для воды, пожар был вскоре прекращен…

17 марта 1870 г. В Самаре открыта одна из пяти учительских семинарий в России.

17 марта 1902 г. Вторая выставка работ членов самарского общества фотографов открылась в Александровском зале Публичной библиотеки. Представлено 200 фотоснимков, 50 стереоскопических картин и несколько диапозитивов. Вырученные от работавшей до 25 марта выставки средства направлены пострадавшим от землетрясения в азербайджанском городе Шемахи.

17 марта 1904 г. Городская дума передала в распоряжение местного управления Российского общества Красного Креста городскую больницу. В ней поправляли здоровье участники Русско-японской войны. В 1906 году больница была возвращена городу. Общество Красного Креста в знак признательности оставило в ней все оснащение лазарета. Стоимость дара составляла около 2 тысяч рублей.

17 марта 1912 г. Проведен «День колоса ржи» – сбор средств в пользу голодающих в связи с неурожаем.

17 марта 1917 г. Вышел 1-й номер газеты «Приволжская правда», органа Самарского комитета РСДРП(б).

17 марта 1919 г. В связи с продвижением армии Колчака к границам Самарской губернии губвоенревком направил своих уполномоченных в Абдулино, Бугуруслан и Бугульму для эвакуации оттуда ценностей.

17 марта 1935 г. Принято постановление горсовета о постройке памятника В.В.Куйбышеву. Одновременно с проектом памятника предложено разработать проект новой планировки площади.

17 марта 1975 г. Мазуту марки М-100 Новокуйбышевского нефтеперерабатывающего комбината присвоен Знак качества.

———-

О чем писали самарские газеты
17 марта 1879 г. Император Александр II повелел не взимать до лучших времен с пассажиров пароходов сбор в пользу казны. Такой шаг был предпринят с тем, «…чтобы облегчить торговое движение по Волге», которое могло быть парализовано эпидемией чумы, поразившей города и села в нижнем течении реки, и смягчить потери доходов судовладельцев.
(«Самарские губернские ведомости»)

——

Дополнительно о событиях этого дня из других источников:

Архивы Самарской области
17 марта в истории губернии и области:

1912 год. По инициативе Самарского отдела общества охранения народного здравия в городе проведён однодневный сбор средств в пользу голодающих губернии «День колоса ржи».
Волжское слово, 1912, 17 марта

1913 год. В г.Самаре состоялось учредительное собрание городского кредитного общества.

1942 год. На основании телеграфного распоряжения Наркома боеприпасов от 14 февраля 1942 года за №01/187 Государственный Союзный Ордена Трудового Красного Знамени завод №42 им.Масленникова приступил к изготовлению напёрстков «деталь №3» к подрывным патронам П-1, П-2, П-3, П-4.

1943 год. Решением Сызранского горисполкома горкомхозу к 1 апреля 1943 года поручено организовать бригады по ловле аварийной древесины на р.Волге для обеспечения стройматериалами объектов коммунально-бытового строительства.

1944 год. Бюро Куйбышевского обкома ВКП(б) отметило неудовлетворительное состояние безопасности в организации движения поездов на Куйбышевском отделении железной дороги им.В.В.Куйбышева. Так, в феврале 1944 года произошло 4 серьёзных крушения с тяжёлыми последствиями и человеческими жертвами. Это вызвало перерыв в движении эшелонов на 14 час. 30 мин. и нарушило график продвижения на фронт транспортов с войсками и воинскими грузами. Материальный ущерб государству составил около 60 тыс. руб.

1944 год. В г.Куйбышеве на базе заводов №1, 18 и 24 Наркомата авиационной промышленности СССР создано 10 специализированных ремесленных училищ.

1981 год. В г.Тольятти организован племенной свиноводческий совхоз «Гибридный» на 54 тыс. голов свиней молодняка и 5 тыс. тонн свинины в год.

1992 год. От перрона Самарского вокзала впервые в истории Куйбышевской железной дороги отправился пассажирский поезд Самара – Варшава (Польша).

По документам центрального архива области, Сызранского филиала центрального архива, архива социально-политической истории, архива мэрии Тольятти, Ведомостям ВС СССР, материалам губернской и областной прессы.

————

Exit mobile version