Общество

Самарский художественный музей получит в дар работы русских художников

25 декабря в залах экспозиции «Искусство русского авангарда» состоится торжественная передача в дар Самарскому областному художественному музею работ русских художников Петра Кончаловского и Анатолия Зверева из частных коллекций Владимира Аветисяна и Владимира Некрасова.

Передаваемые в дар работы Петра Кончаловского:
Портрет хирурга Василия Кузьмича Трутнева, 1952, холст, масло
Портрет токаря Константина Васильевича Сухарникова, 1952, холст, масло
Портрет геолога Олега Александровича Мазаревича, 1955, холст, масло

Передаваемые в дар работы Анатолия Зверева:
Женский портрет, 1979, оргалит, масло
Оксана Михайловна Асеева, 1979, оргалит, масло
Катя, 1974, бумага, цветные карандаши

Кончаловский и Зверев – это два разных периода в истории русского изобразительного искусства. Будучи приверженцами разных художественных течений, они и по характеру творчества и стилю жизни были весьма не схожи. Кончаловский учился живописи в Париже у европейских мастеров. Зверев не получил профессионального образования и в молодости работал маляром. Тем не менее, у двух художников есть нечто общее — удивительная способность создавать подлинные шедевры в различных жанрах, стилях, манере и технике.

О художниках

Петр Кончаловский (1876-1956), будучи сторонником творческих союзов, объединявших художников с близкими взглядами, стал основателем и председателем объединения «Бубновый валет», был членом основанного Дягилевым и Бенуа творческого сообщества «Мир искусства». До революции много путешествовал по Европе, принимал участие в выставках во Франции и Италии. Ранним работам Кончаловского свойственно влияние творчества Поля Сезанна.
Свободно владея французским языком, Кончаловский перевел книгу Э.Бернара о Сезанне. Кончаловский известен и как мастер театральной декорации, в 1912 году он оформил оперу А. Г. Рубинштейна «Купец Калашников» для театра Зимина. Сам художник эту работу относил к одной из своих лучших в этом жанре.
В эпоху СССР Петр Кончаловский был удостоен сталинской премии и звания народного художника РСФСР.
В 2006 году в Москве основан благотворительный фонд имени Петра Кончаловского, созданный для сохранения и развития его творческого наследия. Основатели фонда – потомки художника, среди которых режиссеры Андрей Кончаловский и Никита Михалков. Творческое наследие Петра Кончаловского – около двух тысяч полотен.
На данный момент в коллекции Самарского художественного музея хранится 4 картины Кончаловского и 3 графические работы. Три картины периода 1910-х годов – «Натюрморт с глоксиниями», «Гора Кассис» и «Дубки» входят в постоянную экспозицию «Искусство русского авангарда». Все эти работы проникнуты радостью жизни, утверждают красочное, вещественное изобилие мира. Принимаемые в дар работы относятся в позднейшему периоду творчества мастера, окончательно перешедшего к реалистической эстетике. Теперь художественный музей обладает представительной подборкой произведений художника разных периодов, дающей представление о его творчестве.

Анатолий Зверев (1931-1986) остался в истории как художник-одиночка, герой советского андеграунда. Единственный раз официальное прижизненное признание своего таланта на родине Зверев получил в парке имени Горького, где под видом рабочего принял участие в конкурсе художников и выиграл его.
У Зверева никогда не было своей мастерской – он оставлял картины там, где их рисовал. Частные коллекционеры скупали у Зверева его работы, некоторые из которых потом попадали за рубеж и там с успехом экспонировались. На предложения жить и работать на западе Зверев неизменно отвечал отказом.
В 1992 году в Москве открыт некоммерческий арт-центр современного искусства имени Анатолия Зверева, где публике представляют свои работы художники, режиссеры, актеры и поэты, которым близки идеи нонконформизма. Творческое наследие Анатолия Зверева – более тридцати тысяч работ. В коллекции Самарского художественного музея прежде работ Зверева не было.

Самарский областной художественный музей

*

По теме

Back to top button