Общество

В Самаре пройдет выставка итальянского фотографа Миммо Йодиче

19 октября в Самарском областном художественном музее (ул.Куйбышева, 92, 1-й этаж, бывшая галерея «Коллекционер») состоится открытие выставки итальянского фотографа Миммо Йодиче. В Италии, более чем других странах, у фотографии было много трудностей в процессе утверждения как художественной формы, еще и потому, что у Италии богатейшее живописное прошлое. Но именно появление таких необыкновенных личностей, среди которых следует упомянуть, кроме Миммо Йодиче, также и Луиджи Гирри, Франко Фонтана, Габриэле Базилико, Винченцо Кастелла, привело к тому, что в 70-80-х годах была создана «итальянская школа пейзажа», сегодня уже признанная на международном уровне. И новые молодые поколения художников достойно продолжают и обновляют установившуюся традицию.

Миммо Йодиче родился в 1934 году в г. Неаполе. Начинает фотографировать в 60-е годы, занимаясь экспериментированием с фотографическим языком. Такой подход к фотографии объясняется участием Йодиче в яркой и оживленной художественной среде Неаполя тех лет, где он встречается с такими знаменитостями, как владелец частной художественной галереи Лучио Амелио, Энди Уорхол, Йозеф Бойс, Вито Аккончи и фотографирует их. В 70-е годы, когда Йодиче начинает преподавать в Академии Художеств Неаполя, его поиск принимает более узкое документальное направление, стремящееся проанализировать социальную реальность Неаполя и всей южной части Италии, развивающуюся в рамках новых урбанистических проектов и устойчивых традиций. В течение последующего десятилетия художественный язык Йодиче приводит автора к той особой связи между планом реального и планом фантастического в пейзаже, которая до сих пор характеризует его фотографические произведения. Йодиче добивается такого результата в процессе размышления о неаполитанской живописи XVII века, о великом метафизическом периоде, о воспоминаниях и о присутствии великих цивилизаций в любимом им средиземноморском контексте. В творческой жизни художника состоялись многочисленные выставки, выпущены публикации, среди которых следует упомянуть, в частности, “Chi ? devoto” («Верующие») (1973 г.), “Mediterraneo” («Средиземноморье») (1995 г.) (данный том приурочен к важнейшей выставке, состоявшейся в Художественном музее Филадельфии в 1996 году, которая была организована «Aperture»), “Mimmo Jodice – Gli anni ’70” (“Миммо Йодиче – 70-е годы”), изданном в 2003 г. Участвовал в Венецианских Биеннале в 1982 и 1993 годах, а в 2001 году Галерея современного искусства в Турине посвятила фотографу большую антологическую выставку. В последнее десятилетия произведения Йодиче показываются на выставках в музеях всего мира, например, в Музее Вакайамы в Японии, в Московском Доме Фотографии, в Галерее «MART» Тренто и Роверето, в Выставочном дворце в Риме, в Европейском Доме Фотографии в Париже. Самым свежим проектом Йодиче является “Les yeux du Louvre”, заказанный для представления в Парижском Лувре в 2011 году.

В 2006 году, по случаю присуждения степени Почетного доктора архитектуры в Университете Федерико II в Неаполе, Миммо Йодиче выступил с лекцией, в которой напомнил некоторые выдающиеся периоды своего художественного и поэтического творчества. Отрывок из данной речи определяет отношение художника к созиданию и к месту, в котором он провел б?льшую часть своей жизни и своей деятельности.

«Эти произведения стали выставками и книгами с двойным потенциалом: я стремился с одной стороны – изучить историю и духовный мир тех мест, чтобы дать им значимое представление, а с другой стороны – рассказать о них так, как я это вижу, стараясь с помощью преображения продемонстрировать совпадения реальности и видимого в некоем ирреальном и метафизическом измерении.

Я часто вдохновлялся очень дорогими мне духовными наставниками – Де Кирико и Сирони, меня вдохновляли сюрреалистические чары Магритта и Дельво, я стремился к чему-то на грани тишины и отсутствия, я искал что-то вроде пустоты в мире, чтобы засвидетельствовать и мою неспособность принять хаос и сумасшествие, которые нас окружают.
Во время долгих походов в поисках моих фотографий я часто терялся, как в реальности, так и в воображаемом, а потом, словно по волшебству, оказывался в местах, которые, кажется, всегда ожидали меня там. Это были неизвестные мне края, однако, они были частью моей памяти. Они волновали меня, потому что совпадали с моими стремлениями и моими тревогами.

В долгие годы городских путешествий я постоянно изучал Неаполь. Образ города занял главную часть моей работы. Неаполь – город, в котором я родился, и где я решил остаться. Этот выбор немало повлиял на мою деятельность, но следует признать, что Неаполь подарил мне такие творческие вдохновения, которые превратились в важнейшие темы моих исследований – древний мир и море.

Иногда я задаю себе вопрос: чтo бы я фотографировал, если бы родился в другом городе? Смог ли бы я пережить отсутствие моря? Море, где встречаются реальность и мечты, с его историями и бесконечными просторами – это любимый сюжет моих последних исследований».

Проект «Mediterraneo» («Средиземноморье») (1985-1996) — результат путешествий фотографа, совершенных с целью заново открыть известные места, атмосферу и мифы средиземноморского мира. Йодиче снимал на побережьях Греции, Сицилии и области Кампанья. На основе проведенной работы он создал собственную самобытную космологию, обладающую перспективой, историческими памятниками и монументами. В дальнейшем, в своем творчестве мастер сосредотачивается на прибрежных пейзажах. Характер этих снимков определяет глубоко индивидуальный поиск особого внутреннего пространства тишины и уединения.

Сообщил Департамент информационной политики Администрации Губернатора Самарской области

*

По теме

Back to top button