Люди и общество

«Я так думаю!» Алексей Спирин, главврач центра профилактики СПИДа

На прошлой неделе была опубликована информация о том, что скоро центр СПИДа переедет в новое здание и неподалеку там находится школа. Некоторые родители, начинают поднимать волну своеобразную, высказывая, что это ужас, что надо митинговать, надо бороться, надо не допустить туда эту больницу, это медицинское учреждение в соседстве с детьми…

Мы сегодня рады приветствовать в редакции «Самара тудей» Алексея Васильевича Спирина, главного врача областного центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями. Мы рады, действительно, вас приветствовать в нашей редакции, потому что тема эта очень актуальная и мы много о ней говорим, а тут есть еще информационный повод, который как бы сталкивает интересы здравоохранения, больных и здоровых людей в одной точке. О чем речь?
На прошлой неделе была опубликована информация о том, что скоро центр СПИДа переедет в новое здание и неподалеку там находится школа. Некоторые родители, начинают поднимать такую волну своеобразную, высказывая, что это ужас, что надо митинговать, надо бороться, надо не допустить туда эту больницу, это медицинское учреждение в соседстве с детьми.
И очень приятно, жизнь расставила все на свои места. Вот на форуме «Самара_ру» в самарском интернете очень большая дискуссия развернулась на эту тему, с подачи той барышни, которая кричала: «Караул!». А в конце концов ей сказали: «Какие дремучие вещи вы здесь рассказываете». И это действительно так.
Получается, что много говорится для пропаганды, для продвижения информации о том, как относиться к этим заболеваниям, но тем не менее большинство людей имеют очень слабое представление, так?

— Александр Васильевич, давайте начнем, наверное, с того, что СПИД-центр никуда, собственно, и не переезжает, просто в апреле текущего года нам выделили дополнительные площади в объеме почти две тысячи квадратных метров в дополнение к тем шестистам, которыми мы располагаем на данный момент.

То есть, в три раза больше?

— Все это продиктовано той эпидситуацией, которая в настоящий момент у нас имеет место быть в Самарском регионе. А она такова, что мы вышли, к сожалению, на второе место по заболеваемости ВИЧ-инфекцией среди населения и это, конечно же, заставляет нас предпринимать какие-то более действенные шаги.

В июле текущего года в Соединенных штатах, в Вашингтоне, состоялся Всемирный конгресс по ВИЧ и СПИДу, на котором было отмечено, что современные достижения науки в области профилактики и борьбы со СПИДом позволяют, по крайней мере, если не предотвратить развитие эпидемии, то нивелировать ее последствия, затормозить и предотвратить ее вспять.

К сожалению, этого не наблюдается в Самарской области. За все годы наблюдения более 49 тысяч, а точнее 49 382 человека зарегистрировано ВИЧ-положительных у нас, из которых 11 тысяч уже умерло. Более 26 тысяч находятся на диспансерном учете. Цифры говорят сами за себя.

И, конечно же, на сегодняшний момент мы готовы внести все современные организационные технологии в борьбе с этой инфекцией, но, к сожалению, слабая материально-техническая база мешает нам реализовать весь потенциал, который накоплен самарским центром.

На тех шестистах квадратных метрах, которые мы сейчас занимаем, а находимся мы в самом центре города, на Льва Толстого, 142, не воспринимайте это как рекламу, это вот такой простой человеческий факт.

Да, нет, просто как информация.

— И мы уже более двадцати двух лет находимся рядом с образовательными учреждениями, кроме того соседствуем непосредственно стенка к стене с домом, с жилым домом, где живут люди, взрослые и дети, но за все время существования СПИД-центра ни одного случая ВИЧ-инфицирования в этом доме, а также в образовательном учреждении по причине близкого соседства со СПИД-центром, пока что не было выявлено. Более того, если судить по такой логике, следовать такой логике, то, по сути дела, каждый работник СПИД-центра должен быть, ну, как минимум, ВИЧ-инфицирован.

Ну, да, или ходить в скафандре.

— Или ходить в скафандре, совершенно верно, да, но и ко мне в кабинет заходят люди, живущие с ВИЧ и врачи по роду своей профессии непосредственно контактируют, но ни одного случая ВИЧ-инфицирования среди сотрудников, персонала центра за все время его существования также не наблюдается. Это как раз те аргументы, которые говорят, что ВИЧ – это не как в прошлом веке говорили, все-таки «чума ХХ века», был такой штамп. Сегодня мы от этого штампа ушли и мы сегодня констатируем, что это такое же заболевание, как и многие-многие другие, которым нужно заниматься, которое нужно лечить.

Ну, да. И, самое главное, что у людей должно быть понимание, что никаким бытовым образом эти заболевания не передаются, они передаются исключительно через кровь.

— Совершенно верно. Существуют три основных пути передачи ВИЧ-инфекции. Первый – это через кровь, как правило это контаминированный, зараженный инструментарий. Этот путь распространен среди лиц немедицинского употребления наркотиков. Второй путь – это половой путь, при незащищенных половых контактах и третий – это, так называемый, вертикальный путь, от матери к плоду во время беременности и родов, от матери к ребенку в период кормления грудью. Все! Никаких других способов передачи ВИЧ-инфекции не существовало и не существует. И об этом, конечно же, не стоит забывать, а главное знать, для того, чтобы обезопасить в первую очередь себя и, соответственно, своих близких и родных от встречи с такой инфекцией.

И очень хорошо, что все-таки здравого смысла у людей хватает. Вот на том форуме, о котором я упомянул, как раз и говорят о том, что нельзя быть такими дремучими, нельзя шарахаться в такие крайности, нельзя вообще начинать гнать волну, или поднимать панику на месте, где нет повода для беспокойства, или для какой-то серьезной проблематики, поэтому, наверное, об этом говорят, но говорят все-таки мало. Будем считать, что наш вклад, ну и, наверное, другие будут еще какие-то выступления, они должны дать людям возможность убедиться в том, что никакой проблемы серьезной нет, кроме той, что существует.

— Проблема, она есть, но, безусловно, это не та проблема, которую нельзя решить, мы об этом уже с вами сказали. Но, возвращаясь к теме помещений, я могу сказать только вот еще один такой факт, что на Запорожской мы планируем открыть лабораторию центра СПИД и, по сути дела, ничего другого там не будет. Дело в том, что центр СПИД – это не стационарное учреждение, это поликлиническое учреждение, амбулаторно-поликлинического профиля, где приходят пациенты, им оказываются амбулаторные услуги и они уходят домой, а поликлиника как была на улице Льва Толстого, так она и будет.

То есть, она так и будет?

— Конечно. Поэтому, никого, кроме медицинского персонала на Запорожской и не предполагается.

Вот это важно. Тут вообще и говорить не о чем.

— Мне кажется, что и повода нет для обсуждения. Помимо стигматизации высокого уровня недоверия к лицам, живущим с ВИЧ, другого повода-то здесь и нет и быть не может, поскольку медицинский персонал проходит раз в полгода обследование и не является источником ВИЧ-инфекции, но даже если бы туда приходили наши пациенты, то я тоже здесь не вижу ничего страшного.

Дело в том, что все люди, которые находятся у нас на диспансерном учете и лечатся, получают лечение, получают обследование в центре СПИД, они уже не опасны, как таковые, для общества, потому что они знают, первое, как вести себя, знают, что необходимо делать для того, чтобы обезопасить окружающих от возможного заражения ВИЧ-инфекцией, от возможного распространения. Поэтому ситуацию нужно немножко переводить в другое русло, в другой контекст.

На сегодняшний день у нас ВИЧ-инфекция, к сожалению, выходит из групп риска, а это вот как раз наркомания, обычно говорят – наркоманы, в обычную популяцию людей. Сегодня основные поставщики, основные новые случаи заражения ВИЧ-инфекцией – это люди 30-40 лет, которые ведут обычный, нормальный, здоровый образ жизни. Поэтому и возникает такая ситуация, что они заражаются ВИЧ-инфекцией, к сожалению, приходят в свои семьи и уже разносят эту инфекцию дома.

Поэтому бороться нужно не с тем, чтобы закрыть лечебное учреждение, с тем, чтобы обществу знать механизмы и способы передачи ВИЧ-инфекции, для того, чтобы адекватно противостоять ей.

И в связи с этим, мне вспоминается один доклад, с которым выступил оренбургский центр СПИД на недавней, также уже Всероссийской конференции по ВИЧ и СПИДу, в городе Суздале, в сентябре этого года. Они провели социологическое обследование среди педагогов. Это не специально, но очень хороший был доклад и, в частности, по результатам этого социологического опроса, они сделали вывод о том, что педагоги просто-напросто не знают, не информированы о том, что такое ВИЧ-инфекция.

Ну, вот для примера – 56% педагогов считают, что ВИЧ-инфекция передается через рукопожатие, при поцелуях, понимаете? То есть, истинных механизмов передачи никто не знает, а вот это тем трагичнее в свете того, что педагог – это человек, который несет знания изначально, наделяет этими знаниями подрастающее поколение. Он должен правильно и адекватно информировать, главное, правдиво информировать своих воспитанников о тех, или иных сферах, о тех, или иных явлениях жизни. И в частности, я считаю, и о ВИЧ-инфекции.

А что плохого в том, что ребенок знает, что есть такая инфекция и, главное, будет знать о механизмах передачи, о том, как обезопасить себя в первую очередь? Мы лишь только будем благодарны за это людям, которые учат наших детей, а, как правило, это высокоинтеллигентные, образованные люди, которые знают что делают и что говорят.

Вот вы упомянули такое понятие – стигматизация, это от слова стигма. Это серьезная очень проблема и этой проблеме во всемирном масштабе, ООН и организации, занимающиеся борьбой с ВИЧ-инфекцией и СПИДом, придают большое значение, то есть борьбе с тем, что люди выделяются в какую-то касту, к ним какое-то негативное отношение.
А ведь это же обычные люди, потому что никто в нашей жизни ни от чего не застрахован и вы назвали в числе причин то, что случайное заражение-то может быть и в больнице, мы сколько раз слышали такие сведения о том, что неправильно перелили кровь, или воспользовались какими-то шприцами некачественными. Поэтому никто и ни от чего не застрахован, и выводить людей, имеющих патологию в здоровье в какую-то отдельную касту неприкасаемых – это совершенно возмутительно. И вот эти явления, этот форум, вот эти обсуждения, желание митинговать и выступать против этого – это как раз и свидетельствует о такой дремучести многих людей, которые даже не понимают, о чем они говорят.

— Мы, конечно, в этом свете очень надеемся, в том числе и на средства массовой информации и сегодня очень уделяем большое внимание, в том числе вопросам просвещения, и не только в педагогической среде, но и среди более широких слоев населения, патогенезу, то есть как развивается ВИЧ, что несет эта болезнь, а главное, как обезопаситься и как предупредить ее возникновение. И, конечно же, да, безусловно на конгрессах на всех, в каждом докладе практически, в частности на международном конгрессе, отмечалось у каждого выступающего о том, что да, стигматизация общества высока, приводились действительно такие ужасающие подчас примеры, что в какой-то стране чуть ли не линчевали больного, когда выяснили, что у него ВИЧ-инфекция. Слава Богу, мы живем в демократичной, культурной, просвещенной стране, н нынешняя истерия, я по-другому не могу это назвать, вокруг капитального ремонта бывшего здания онкологического диспансера не имеет отношения ни к чему иному, как к стигматизации общества, потому что, знаете, вот подчас говорят, что тех, у кого ВИЧ-инфекция, нужно их в тюрьму сажать. Действительно, абсурд!

В частности, Оренбург, когда проводил свой социологический опрос и что бы сделали учителя, если бы узнали, что их воспитанник ВИЧ-инфицирован? И большинство ответило о том, что испытывали бы чувство неловкости, но молчали, а 44% сказало, что для таких детей необходимо создать отдельное образовательное учреждение. На сегодняшний день распространенность ВИЧ-инфекции в среде людей такова, что, например, в многоквартирном доме, а я живу в таком, как правило, 5-10 человек ВИЧ-инфицированы. И, судя по логике устроителей всей вот этой волны против нашего центра, это надо выселить этих людей, или дом снести, наверное, переселить куда-то, отдельное поселение создать. Ничего подобного!

Люди живут и общаются и мы общаемся каждодневно, мы сталкиваемся с ВИЧ-инфицированными в транспорте, на работе, на учебе, но в этом нет ничего страшного, мы же не заражаемся при этом.

Я хотел бы, в заключение, попросить вас высказаться о перспективах ситуации, которая складывается в России и в Украине, — мы знаем, что в мире уже сумели переломить динамику роста заболевания СПИДом и там идет на спад по статистике, а в России и в Украине наоборот эта статистика растет и растет, и Самарская область, вы уже сказали, занимает в кавычках «почетное» очень высокое место. И мы понимаем, вместе с вами, что во многом ведь и государство виновато, и власти виноваты, что они недостаточно занимались просветительской и санитарной, какой-то другой работой: так динамика растет, а люди не знают, что с ним делать.

Нельзя сказать, что просто люди глупые, дремучие и боятся непонятно чего. Существует программа, каждый год выделяются огромные ресурсы, а если коротко сказать, мы видим какой-то выход, он просматривается для того, чтобы остановить рост динамики? Вы сказали, что скоро будет больных пятьдесят тысяч в Самарской области, — это огромная цифра!

— Если не видеть выхода и не смотреть вперед, то тогда, наверное, не стоит заниматься этой проблемой и также вы действительно видно, что вы информированы, занимаетесь этой, в том числе, проблемой и, слава Богу, что вы-то как раз с экранов несете абсолютно правильный такой, положительный момент в пропаганде, в том числе знаний в области ВИЧ-инфекции. Да, в мире действительно достигнута некоторая стабилизация, в отдельных странах, ситуация с ВИЧ-инфекцией. У нас на данный момент, к сожалению, наблюдается рост, но этот рост обусловлен в том числе и улучшением качества диагностики.

И больше стали выявлять, да?

— Да, потому что мы сегодня именно, как раз сегодня стали больше выявлять, потому что принятая федеральная программа, приоритетный национальный проект 2006 года вообще дал толчок развитию службы СПИД в субъектах, поскольку стали выделяться значительные финансовые ресурсы. Сегодня в масштабах России почти 20 миллиардов рублей выделяется на борьбу с ВИЧ-инфекцией.

В рамках областных мероприятий – это областная целевая программа предупреждения распространения ВИЧ-инфекции на территории Самарской области, тоже имеет значительные финансовые ресурсы. И вот 25 сентября дополнительно были внесены изменения в закон о бюджете Самарской области, выделены дополнительно 75 миллионов рублей как раз на ремонт помещений на Запорожской и на оснащение оборудованием.

Конечно же, все это поможет, первое – своевременно выявлять ВИЧ-инфекцию, своевременно брать людей на диспансерный учет и, главное, назначать им лечение и объяснять, как себя вести, как они должны принимать лекарства, как они должны себя в обществе вести для того, чтобы не быть опасными для окружающих.

Это основные моменты, которые в настоящий момент существуют. Но на тех площадях, которые занимает сегодня центр СПИД, конечно же, это сделать невозможно и некуда поставить ни новое оборудование. Мы сегодня готовы принять новых специалистов, а они очень нам нужны, это и инфекционисты, это эпидемиологи, но, к сожалению, посадить их некуда. В результате нагрузка на одного врача СПИД-центра сегодня – это более трех тысяч человек.

Страдает доступность и, главное, качество ведения наших пациентов. Новые специалисты, безусловно, за счет того, что мы лабораторную службу переведем на Запорожскую, мы сможем первый этаж, где сейчас у нас находится как раз и клинико-диагностическая лаборатория, мы сможем там сделать помещение под прием пациентов, под забор крови, для того, чтобы повысить доступность для наших пациентов. Кроме того, у нас появилось нововведение, как равный консультант.

Это человек, который сам живет с ВИЧ, который оказывает психологическую поддержку, имеет специализированное образование психолога, оказывает необходимую поддержку лицам, у которых впервые выявлен диагноз.

Спрос на такого специалиста действительно огромен, потому что, к сожалению, двенадцать случаев в день мы сегодня выявляем ВИЧ-инфекции в субъекте, это действительно большая цифра и, безусловно, люди, когда впервые узнают о своем диагнозе, они находятся в состоянии шока, как те педагоги и родители школы, которая находится рядом с центром СПИД… Хотя находится много других, видимо, не до конца, не в полной мере знают об этой ситуации…

И не понимают остроту проблемы.

— И не понимают. Ведь это по сути дела, уход от проблемы, а не ее решение, а нам нужно сегодня бить в причину, в первоисточник ВИЧ-инфекции для того, чтобы стабилизировать ситуацию.

Спасибо. Я благодарю Вас за то, что вы побывали в нашей редакции и внесли свой вклад в пропаганду здорового образа жизни, в пропаганду санитарных знаний. Я считаю, есть даже такая крылатая фраза – знать, значит победить! Поэтому и хорошо, что люди будут больше знать, люди должны больше знать и люди должны заботиться о своем здоровье и с сочувствием относиться к тем людям, у которых есть несчастье иметь какие-то проблемы со здоровьем. Спасибо Вам!

— Вам спасибо.

***

По теме

Back to top button