Главная / это Архив / Город (архив) / В Самаре открывается выставка советской живописи «Художник и власть»

В Самаре открывается выставка советской живописи «Художник и власть»

С 1 по 15 октября в Самарском областном художественном музее в рамках юбилейных мероприятий к 75-летию музея и 115-летию коллекции пройдет выставка советской живописи из коллекции СОХМ «Художник и власть». Этой небольшой, но символически насыщенной выставкой художественный музей продолжает знакомить зрителей с малоизвестными и редко выставляющимися шедеврами своей коллекции. Пользуясь случаем – 95-летней годовщиной Октябрьской революции – мы отобрали произведения из фондов нашего музея, посвященные теме диалога власти и творческого человека в условиях тоталитарной системы. Акцент в данном случае сделан на образе художника, не ушедшего в эстетический протест, а добровольно избравшего служение власти и ее идеологии. Центральная модель, по которой выстроен визуальный ряд выставки – господство / подчинение.

Эта модель хорошо видна в центральной работе экспозиции – монументальном соцреалистическом полотне Льва Шиповского «Выступление товарища Жданова на совещании деятелей советской музыки». Партия здесь «учит» творческую интеллигенцию. Та же, в лице композиторов Шостаковича, Хачатуряна, Прокофьева, Хренникова, Мясковского и многих других, в свою очередь, молчаливо внимает. Жданов вещает как бы от имени Вождя – огромного бюста Сталина за его спиной. Интересно, что после ХХ съезда тогдашний директор Самарского художественного музея Аршак Михранян переписал на этой картине бюст Сталина на Ленина. Психологизма полна и более камерная картина Василия Ефанова «Ленин и Горький в Горках», где создатель социалистического реализма так же молчаливо внимает Вождю. Образ Горького как эталонного автора, превратившегося в голос самой тоталитарной системы и сформулировавшего ее художественное кредо, развит и в других картинах выставки, это прежде всего «Горький в Самаре» Ивана Борисова.

Образ советского художника, преданного социалистическому реализму, создан в картине Василия Ефанова «Портрет скульптора В.П. Акимова», известного советского скульптора-монументалиста, автора, в числе прочего, скульптурной группы на здании Дворца культуры на Площади Куйбышева. Также вошел в экспозицию «Октябрьский натюрморт» Надежды Удальцовой – изначально авангардистки, резко поменявшей стилистику в 20-е годы. Впрочем, несмотря на официозный тон, ее живопись хранит глубину и ауру подлинного искусства. В полумраке здесь виднеется бюст Ленина, более похожего на Конфуция, в окружении странных предметов.

Образам вождей – Ленина и Сталина – также уделено большое внимание в экспозиции. Особенно разнообразен Ленин, предстающий и романтическим героем революции («Ленин на Красной площади» Бориса Иогансона), и каноническим символом соцреализма (уменьшенная авторская реплика «Ленин в Смольном» Исаака Бродского), и парализованным инвалидом («Месяц в Горках» Рудольфа Баранова). Примером «идеологизированного психологизма» предстает работа «Сталин навещает Ленина в Горках» Ярослава Николаева, изображающая сакральный процесс передачи власти в предсмертном общении Вождя уходящего и его Преемника.

ГБУК «Самарский областной художественный музей»