Главная / это Архив / Культура в России / Как Алексей Герман встретил Киру Муратову

Как Алексей Герман встретил Киру Муратову

Так повелось, что кинофестиваль в Карловых Варах мы всегда сравниваем с Московским. Поначалу два праздника «прогрессивного киноискусства» радовали трудящихся СССР и Чехословакии поочередно. По четным годам — Карловы Вары, по нечетным — Москва. Затем, едва не погибнув в начале девяностых, фестивали стали жить без оглядки на «прогресс» и прочую «дружбу народов».

Ныне Москва и Карловы Вары переживают не лучшие времена, однако теперь сравнивать их важнее, чем когда-либо ранее. Недавно, по окончании очередного ММКФ, на свет, как и положено, явились предложения по его коренной перестройке. Главная пропозиция состояла в том, что следует изгнать старого профессора Разлогова, его немолодых коллег-отборщиков и передать бразды правления в руки отважных, тридцатилетних мужчин и женщин с горящими глазами.

Стоило съездить в Карловы Вары, чтобы убедиться в абсолютной бессмысленности подобных прожектов. В прошлом году Ева Заоралова — бессменная художественная руководительница фестиваля, спасшая его когда-то от гибели, уступила свое место тридцати с чем-то летнему Карелу Оху. Команда помолодела в два с лишним раза. И — что? Да ничего. Лес и горы, которые здесь, в отличие от Москвы, есть, как—то не заплясали. Такой же средний конкурс. Такие же интересные параллельные программы, в которых можно увидеть свежие каннские хиты, а также не совсем свежие берлинские и венецианские. Такие же прекрасные ретроспективы классиков — на сей раз Жана-Пьера Мельвиля и Антониони-документалиста. Но со своего скромного места в международной фестивальной табели о рангах Карловы Вары не продвинулись ни на йоту.

Основной темой завершившегося фестиваля вполне может показаться мужской инфантилизм. Герои ряда фильмов, вполне взрослые особи мужского пола, ведут себя как дети. Причем, не только психологически (это уже не раз было в истории кино), но и физиологически. Процессы мочеиспускания, дефекации, вытаскивания «козюлек» из носа, а также стремление к эротическим отношениям с ближайшими родственниками представлены зрителям во всей своей натуральной продолжительности. Высчитывается ли в этом какой-то смысл? Да сколько угодно. Можно найти тут и вышеупомянутый европейский кризис и вообще усталость Старого Света. И невозможность для человека адаптироваться к стремительно меняющемуся ритму жизни. Наиболее занятный фильм из этой серии — норвежский «Почти мужчина» Мартина Лунда заслуженно получил «Хрустальный Глобус» как лучший фильм фестиваля.

Подробнее: МК.ru