Главная / Общество / Равный консультант получил постоянное рабочее место в Центре СПИД

Равный консультант получил постоянное рабочее место в Центре СПИД

В Самарском областном центре по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями начал прием равный консультант Направления работы работы равного консультанта условно можно разделить на несколько групп:

1. Коррекция острой психической реакции в первые часы и дни после получения пациентом информации о положительном результате теста – «непринятие диагноза»

2. Консультирование перед назначением ВААРТ. Снятие страхов, развенчание мифов о ВААРТ.

2. Консультирование при возникновении проблем с приверженностью побочные действия препаратов, психологические и социальные барьеры приверженности, помощь в налаживании самоконтрля.

2. Иные консультации, такие как пути передачи ВИЧ, гепатитов и туберкулеза; сексуальное поведение и дискордантные пары; медицинские проблемы, не связанные с АРВТ, психологическая поддержка.

3. Показана работа с РК ВСЕМ пациентам имеющим или имевшим ранее проблемы с психоактивными веществами НЕЗАВИСИМО от их ВИЧ-статуса.

4. Направление ИЗ Центра СПИД в другие компоненты проекта: к психологу, социальному работнику, врачу дерматовернерологу, наркологу, юристу участие в решении вопросов реабилитации. Направление В Центр СПИД клиентов «горячей линии», нуждающихся из групп взаимной поддержки. Встреча и сопровождение в Центре СПИД клиентов, направленных аутрич-работниками и др.

5. Консультирование по телефону «горячей линии».

6. Иные причины, когда медицинские специалисты сочтут участие РК целесообразным

В ходе всех видов консультирования пациенты информируются о доступных медицинских и немедицинских услугах, как в рамках проекта, так и в целом в Самарской области. Выбор акцентов консультирования и привлечение тех или иных специалистов определялся индивидуальными потребностями пациента.

Для обеспечения эффективного взаимодействия РК с медицинским персоналом Центра СПИД регулярно проводятся совместные обучающие мероприятия. Эффективность работы РК в России дважды изучалась в рамках проекта Открытого института здоровья в 2008 и 2009 г.г. методом сравнения приверженности лечения среди клиентов РК и в контрольной группе. В обоих случаях было подтверждено существенное повышение приверженности лечению среди клиентов проекта.

«Впервые мы пришли к необходимости внедрения работы равного консультанта (РК) в СПИД Центр, когда занялись проблемой поддержки приверженности к лечению. Часть пациентов, начав АРВ терапию, демонстрировали крайне низкую приверженность лечению, нарушали рекомендованные врачом схемы, самостоятельно прекращали лечение. Все эти обстоятельства резко снижают эффективность расходования существенных средств, выделяемых государством на ВААРТ, способствуют формированию резистентности к лечению и недооценке эффективности ВААРТ среди пациентов и врачей, а также ведут к дальнейшему распространению инфекции. Врачи не имеют достаточного количества времени для обсуждения всего комплекса социально-психологических факторов приверженности лечению, да и пациент не всегда открыт для подобного разговора, - рассказывает руководитель рабочей группы по профилактике ВИЧ-инфекции Межведомственной комиссии при Правительстве Самарской области Александр МУРАВЕЦ, - Зачастую приходится сталкиваться с ситуацией, когда и для пациента, и для врача самым простым выходом из ситуации представляется очередная смена схемы лечения, а не доверительное и детальное обсуждение реального уровня приверженности и факторов влияющих на него. При подборе РК мы столкнулись с определенными трудностями.

Пациенты, являющиеся неформальными лидерами сообщества, сами не всегда демонстрируют высокую приверженность лечению, и, зачастую, имеют сложные отношения с медперсоналом. Те же пациенты, которые представляют пример конструктивного взаимодействия с врачом и ответственного отношения к собственному здоровью не всегда являются авторитетными в сообществе. Не с первой попытки нам удалось подобрать подходящего человека».